Н. ВОЛОШКИН, кандидат экономических наук
РАЗВЯЗАННАЯ фашистской Германией война втянула в свою орбиту десятки государств. Используя раздиравшие империалистический лагерь противоречия, Советский Союз добился создания антигитлеровской коалиции государств в борьбе с фашизмом. США, понимая опасность усиления Германии в случае победы и в то же время желая уступить основную роль в вооруженной борьбе кому-нибудь другому - Англии, Франции, а больше всего Советскому Союзу, - сосредоточили свои усилия на оказании главным образом экономической помощи.
Естественно, встал вопрос о кредитах союзникам. Тогда-то и была рождена их новая форма - ленд-лиз, закон о котором был принят конгрессом США 11 марта 1941 г. В переводе с английского "ленд-лиз" означает: lend - "давать взаймы" и lease - "сдавать в аренду".
Принятый закон уполномочил президента США продавать, передавать, обменивать, давать взаймы, сдавать внаем или в аренду оружие, амуницию, продовольствие и другие товары и материалы любому государству, оборону которого он сочтет существенной для безопасности США.
Закон о ленд-лизе отнюдь не был актом благородства и великодушия, как его трактуют фальсификаторы истории. Он возник как акт целесообразности, как мероприятие, по выражению тогдашнего госсекретаря США Хэлла, крайне необходимое после установления господства гитлеровской Германии на европейском побережье Атлантического океана. И кроме того, ленд-лиз стимулировал капиталистическое производство, обеспечивал обогащение американских монополий за счет правительственных заказов.
КОМУ И ЧТО ДАЛ ЛЕНД-ЛИЗ?
На основании принятого закона правительство США заключило с союзными странами ряд соглашений. 11 июня 1942 г. было подписано соглашение между СССР и США.
Анализируя истинную сущность ленд-лиза, необходимо учитывать ряд обстоятельств.
Первое. Принятое соглашение предусматривало ВЗАИМНУЮ помощь государств друг другу. Соединенные Штаты обязались осуществлять снабжение СССР оборонными материалами, а правительство СССР - содействовать укреплению обороны США, предоставлять им оборонные материалы, обслуживание, различные льготы и оборонную информацию. Конечно, характер войны и степень участия в ней обоих государств обусловили различные возможности в осуществлении этой взаимопомощи. И тем не менее, факт остается фактом: в общей сумме полученного за годы войны Соединенными Штатами "обратного" ленд-лиза в виде товаров и услуг в размере 7,4 млрд. долл. была посильная доля и нашей страны.
Второе. Как известно, в ходе войны поставками по ленд-лизу воспользовались 42 страны. Общие расходы США по ленд-лизу составили 46 млрд. долл., или 13% всех военных расходов Соединенных Штатов и 50% американского экспорта. Закономерно было бы предположить, что эти средства распределялись между государствами пропорционально усилиям, прилагаемым ими в борьбе с гитлеровской Германией. А на практике? Две трети всей американской помощи, т. е. более 30 млрд. долл., было направлено в страны Британской империи, в том числе Великобритании - 16 млрд. долл. На долю же Советского Союза пришлось 9,8 млрд. долл., или около пятой части всех поставок. Осуществляла поставки в СССР и Англия.
Третье. Пытаясь преувеличить роль ленд-лиза, буржуазная пропаганда особо активно использует абсолютные цифры поставок: 14,4 тыс. самолетов, около 7 тыс. танков, 9,6 тыс. артиллерийских орудий. Однако, если вспомнить, что за 1941 - 1945 гг. Советский Союз произвел 112,1 тыс. самолетов, 102,5 тыс. танков и самоходных артиллерийских установок, 482,2 тыс. артиллерийских орудий, то станут очевидными истинные масштабы вклада союзников.
Четвертое. Нельзя определить истинную роль ленд-лиза, игнорируя хронологию данного явления. Опять же, акцентируя внимание на суммарных показателях, фальсификаторы истории крайне неохотно анализируют сроки этих поставок. Ведь при этом им надо ответить на вопрос, почему в самые тяжелые для нашей страны 1941 и 1942 годы помощь по ленд-лизу носила по существу символический характер? Не случайно бывший президент Гувер вынужден был публично признать, что "...она (Россия. - Авт.) остановила немцев до того, как ленд-лиз дошел до нее".
ЛЕНД-ЛИЗ В ПОСЛЕВОЕННОЙ ПОЛИТИКЕ АМЕРИКАНСКОГО ИМПЕРИАЛИЗМА
В послевоенное время все попытки Советского Союза урегулировать проблему ленд-лиза, руководствуясь принятыми в связи с этим документами, наталкиваются на стремление США использовать ленд-лизные отношения для нажима на нашу страну. Об этом говорят многие факты.
Во-первых, США неоднократно в одно, стороннем порядке нарушали требования соглашения. Так, в конце войны американское правительство встало на путь невыполнения предусмотренного соглашением порядка снабжения материальными ценностями государств, а затем и вовсе прекратило действие соглашения. Между тем в последнем было четко оговорено, что в случае окончания войны США обязуются осуществить поставку в Советский Союз на основе долгосрочного кредита того оборудования, которое, согласно плану, готовилось для нашей страны. Исходя из этого, 15 октября 1945 г. было заключено специальное соглашение о поставке Советскому Союзу оборудования на сумму 244 млн. долл. Понятно, как наша страна нуждалась в этом оборудовании для преодоления разрухи. Однако в декабре 1946 г. США односторонне прекратили действие этого соглашения, хотя продолжали поставлять оборудование другим странам.
Во-вторых, американская сторона всячески пыталась навязать Советскому Союзу отличный от других стран и крайне невыгодный для СССР порядок расчетов за поставки по ленд-лизу.
Так, например, уже в декабре 1945 г. между США и Великобританией было заключено соглашение, по которому последняя должна была в течение 50 лет уплатить компенсацию в сумме 650 млн. долл., ежегодно равными частями, с исчислением, начиная с 1951 г., процента по ставке 2 % годовых. На переговорах же с Советским Союзом в 1947 и 1960 гг. американская сторона требовала компенсации в размере 1,3 млрд. долл. (в 2 раза больше по сравнению с Великобританией), на гораздо более тяжелых условиях: значительно короче срок выплаты - 30 лет, и более высокий процент годовых - 2,375%.
В-третьих, в послевоенный период Соединенные Штаты игнорировали важнейшие требования соглашения 1942 г. В нем, в частности, записано: "При окончательном определении выгод, которые будут предоставлены Соединенными Штатами Америки... в обмен за помощь... их условия должны быть таковы, чтобы не только не затруднять торговлю между этими двумя странами, а, наоборот, содействовать взаимовыгодным отношениям между ними..." Именно этого содействия со стороны американской администрации никогда в послевоенное время не было.
Доказательство тому и последние состоявшиеся между нашими странами переговоры по ленд-лизу в октябре 1972 г. На них, кстати, было достигнуто новое соглашение по урегулированию расчетов по ленд-лизу. Американская сторона, снизив размер компенсации до 800 млн. долл., согласилась, что в соответствии с духом соглашения 1942 г. расчеты должны начаться лишь после того, как будет установлен режим наибольшего благоприятствования в торговле с Советским Союзом. Однако такой режим не предоставлен нам до сих пор.
Таким образом, вся более чем сорокалетняя история ленд-лиза показывает, что он всегда был и остается орудием защиты классовых интересов буржуазии.