265

ОРИЕНТИР. Советско-американские отношения: прошлое и настоящее

Н. МОСТОВЕЦ, лауреат Государственной премии СССР, кандидат исторических наук

50 лет назад, 16 ноября 1933 года, мир узнал о том, что между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки устанавливаются дипломатические отношения. Мировая общественность встретила это известие с огромным удовлетворением.

Установление дипломатических отношений между СССР и США - это победа ленинской внешней политики Советского Союза, это историческое событие, сыгравшее огромную позитивную роль не только для советского и американского народов, но и для всех народов мира.

СОТРУДНИЧЕСТВО: КТО ЗА И КТО ПРОТИВ

Уже в первые годы после установления Советской власти В. И. Ленин четко определил отношение к Соединенным Штатам. Отвечая на вопрос корреспондента американской газеты "Чикаго дейли ньюс" 5 октября 1919 г., он заявил: "Мы решительно за экономическую договоренность с Америкой, - со всеми странами, но особенно с Америкой""sup"1"/sup". Вот другое заявление, сделанное позже: "Пусть американские капиталисты не трогают нас. Мы их не тронем""sup"2"/sup".

Советское государство обращалось не один раз к правительству США с миролюбивыми конструктивными предложениями, однако в течение 16 лет официальные круги Вашингтона придерживались антисоветского курса, проводя политику непризнания, бойкота и изоляции СССР.

Но время брало свое. Пришедший в Белый дом в начале 1933 г. президент Ф. Рузвельт понимал не только бесполезность, но и вред продолжения политики игнорирования СССР, ставшего крупной индустриальной и мощной в военном отношении державой. Будучи дальновидным, реалистически мыслящим политическим деятелем, Рузвельт предпринял решительные шаги по пути признания Советского государства. В этом он нашел поддержку у деловых кругов, у широкой общественности.

Сейчас, через 50 лет, полезно вспомнить в связи с курсом нынешней администрации послание Рузвельта Народному комиссару по иностранным делам СССР. Выражая удовлетворение по поводу установления дипломатических отношений между СССР и США, Рузвельт писал: "...Надеюсь, что отношения, ныне установленные между нашими народами, смогут навсегда оставаться нормальными и дружественными и что наши народы впредь смогут сотрудничать ради своей взаимной пользы и ради сохранения мира во всем мире". Нынешний президент США Рейган предал забвению эти слова Рузвельта.

История показала, что установление советско-американских отношений было фактом огромной исторической важности. Создание антигитлеровской коалиции в годы второй мировой войны, сыгравшей, важную роль в разгроме германского фашизма, стало возможным именно благодаря тому, что к этому времени существовали дипломатические отношения между Советским Союзом и Соединенными Штатами.

Но реакционные круги США как до признания, так и после признания Советского Союза вынашивали идею о том, как расправиться с Советским Союзом, как повернуть колесо истории вспять, уничтожить коммунизм вообще. Даже победа над общим врагом не радовала их. И после войны они встали на путь внешней политики с "позиции силы" и "жесткого курса" в отношении Советского Союза. В результате развернулась "холодная война". Она продолжалась почти четверть столетия.

ОТ "ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ" К РАЗРЯДКЕ

Лишь в начале 70-х годов в советско-американских отношениях произошло изменение в сторону улучшения. Переломным годом стал 1972 год. В Москве состоялась советско- американская встреча на высшем уровне, в результате которой были заключены важные договоры и соглашения, направленные на нормализацию отношений между двумя великими державами. Среди них - Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны, Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1), а также документ "Основы взаимоотношений между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки". В документе ясно было признано, что в ядерный век не существует иной основы для поддержания советско-американских отношений, кроме мирного сосуществования. Президент США Никсон принял принцип мирного сосуществования, как когда-то Рузвельт, признавший молодую Советскую республику.

Начался процесс разрядки международной напряженности. "Холодная война" пошла на спад.

Через год, в июне 1973 г., между СССР и США было подписано одно из важнейших соглашений - соглашение о предотвращении ядерной войны. Принятием этого соглашения двумя державами такой войне был поставлен заслон.

В начале 70-х годов между СССР и США были подписаны десятки соглашений, открывающих путь к расширению торгово-экономических связей, обменов в области науки, культуры. Начались переговоры по подготовке Договора по ОСВ-2, который должен был продвинуть дальше дело ограничения, а затем и сокращения стратегического оружия. Переговоры шли успешно.

АКТИВИЗАЦИЯ АНТИСОВЕТСКИХ СИЛ

Казалось бы, путь к миру открыт. Однако противники нормального развития советско- американских отношений и разрядки, у которых весь этот процесс вызывал злобу, звериную ненависть, не отказывались от мысли о том, чтобы опять перейти в наступление. И они дождались своего часа.

С приходом на пост президента США в январе 1977 г. демократа Дж. Картера у власти оказались наиболее агрессивные силы, поставившие своей целью торпедировать разрядку, возвратиться к "холодной войне", к политике с "позиции силы", свести на нет все, что было достигнуто в прошлом. Для них любое соглашение по ограничению и сокращению стратегических, да и простых вооружений неприемлемо.

В результате гонка вооружений усилилась. США продолжали наращивать стратегические силы, стремясь нарушить установившийся военно-стратегический паритет. Было принято решение о производстве ракет среднего радиуса действия - "Першинг-2" и крылатых ракет. А в декабре 1979 г. очередная сессия Совета НАТО под давлением США приняла решение о размещении этих ракет в количестве 572 на территории Англии, ФРГ, Италии, Голландии, Бельгии.

Затем Картер издал директиву N 59. Вопреки всем заключенным соглашениям, ставившим заслон ядерной войне, директива не только признавала возможность, но и предусматривала "ограниченную ядерную войну". Против кого? Против Советского Союза и стран социалистического содружества, ибо речь шла об "ограниченной ядерной войне на территории Европы". Так администрация Картера стала открыто на путь ядерного шантажа, прикрываясь лживыми заявлениями о "советской военной угрозе", о "военном превосходстве СССР".

В 1981 г. к власти пришла республиканская партия, президентом стал Рейган. Внешнеполитический курс стал еще более реакционным, агрессивным, проникнутым ультраантисоветизмом. Этот курс открыто направлен на отказ от разрядки, от взаимовыгодного сотрудничества, на продолжение гонки вооружений. Отношения с Советским Союзом стали еще более напряженными, угроза миру и безопасности народов стала еще более явной.

На что же делают ставку нынешняя администрация США, ее некоторые союзники?

На слом сложившегося военно-стратегического паритета между Организацией Варшавского Договора и НАТО, на достижение военного превосходства. Ради этого форсированно осуществляются программы наращивания всех видов вооружений, в первую очередь ядерных, претворяется в жизнь решение о размещении начиная с конца 1983 г. в Западной Европе новых американских ракет средней дальности, разрабатываются космические системы для нанесения ударов по целям в космическом пространстве и на Земле и т. д.

Ряд ответственных деятелей США открыто говорят о применении ядерного оружия первыми. Президент Рейган официально провозгласил "крестовый поход" против коммунизма, против социалистических стран, возродив в соответствии с новой стратегией США доктрину "отбрасывания коммунизма" как общественно-политической системы.

МИРНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ СССР

В беседе с американским политическим деятелем Авереллом Гарриманом 2 июня 1983 г. Ю. В. Андропов сказал: "К отношениям с Соединенными Штатами мы подходим весьма серьезно, понимая их значение для сохранения мира на земле, устранения угрозы ядерной войны. Курс на мирное сосуществование, на развитие ровных, взаимовыгодных, а еще лучше добрососедских отношений с США - это генеральная линия нашей политики... В нынешних международных условиях... СССР и США не могут позволить себе ориентироваться на военное соперничество".

За период с 1946 по 1983 г. Советское правительство выступило с более чем 150 инициативами по вопросам укрепления международной безопасности и разоружению.

За последние три года, когда в США у власти находится администрация Рейгана, Советский Союз внес десятки новых предложений.

Огромное значение для дела мира имеет взятое на второй специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению 16 июня 1982 г. обязательство не применять первым ядерное оружие и обращение к другим ядерным державам с призывом последовать этому примеру.

США отвергли эту инициативу Советского правительства. США отвергли и выдвинутое странами Варшавского Договора предложение заключить со странами НАТО договор о взаимном неприменении военной силы и поддержании отношении мира, предусматривающий обязательство не применять первыми ни ядерного, ни обычного оружия.

Советский Союз не раз предлагал, чтобы обе страны взяли на себя взаимное обязательство - не открывать нового канала гонки вооружений, не развертывать крылатые ракеты большой дальности морского и наземного базирования.

Наконец, Советский Союз заявил о согласии на то, чтобы в качестве первого шага на пути к будущему соглашению об ограничении и сокращении стратегических вооружений СССР и США "заморозили" свои арсеналы и создали тем самым более благоприятные условия для продолжения переговоров о взаимном сокращении стратегического оружия.

Советский Союз внес целый ряд других предложений, касающихся ограничения и сокращения стратегических вооружений в целом, ограничения ядерного оружия в Европе, а также вооруженных сил в Европе.

ДЕЛО ЗА АМЕРИКАНСКОЙ АДМИНИСТРАЦИЕЙ

Прогрессивная общественность США готовится отметить 50-летие установления дипломатических отношений между СССР и США. Национальный совет американо- советской дружбы, общества дружбы с Советским Союзом во многих городах США намереваются провести собрания общественности, митинги, посвященные этой дате. Американские ученые готовят симпозиумы с обсуждением проблем советско- американских отношений.

Американская администрация должна прислушаться к голосу масс, к их требованиям. Она должна, наконец, понять, что советско-американские отношения - это серьезный фактор, от которого зависит не просто состояние международной обстановки, зависит мир, зависит, будет ли существовать человечество, или оно погибнет в горниле самой страшной из войн.

Сейчас отношения напряжены во всех областях. Напряжены не по вине Советского Союза.

Куда ведет Рейган свою страну? Думает ли он дальше обострять советско-американские отношения и нагнетать международную напряженность или поймет, наконец, безрассудность своей чреватой опасными последствиями политики? Эти вопросы задают сейчас не только американцы, но и люди всей нашей планеты.

Что касается позиции Советского Союза, то она уже была выражена в заявлениях В. И. Ленина. Она остается таковой и сейчас. Как отмечалось в Заявлении Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР Ю. В. Андропова, "СССР желает жить в мире со всеми странами, в том числе с США. Он не вынашивает агрессивных планов, никому не навязывает гонку вооружений, никому не навязывает своих социальных порядков.

Наши помыслы и устремления воплощаются в конкретных предложениях, направленных на то, чтобы добиться решающего поворота к лучшему в международной обстановке. Советский Союз будет и впредь делать все возможное, чтобы отстоять мир на земле".

ПОДЪЕМЫ И СПАДЫ ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ МЕЖДУ США И СССР (ОБОРОТ В МЛН. РУБ.) ИЛЛЮСТРИРУЕТ ДИАГРАММА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА "ХОРИЦОНТ" (ГДР).

"img src="43aif012.gif""

"sup"1"/sup" Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 39, с. 209.

"sup"2"/sup" Там же, т. 40, с. 145.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно