Ролана БЫКОВА прекрасно знают наши кино- и телезрители и как талантливого многогранного актера, и как одного из ведущих режиссеров кинематографа для детей. Им созданы такие умные и тонкие в психологическом отношении ленты, как "Внимание, черепаха!", "Семь нянек", "Пропало лето", "Автомобиль, скрипка и собака Клякса", "Айболит-66". Сейчас на экранах страны демонстрируется его фильм "Чучело".
КОРР. Ролан Антонович, в ваших фильмах неизменно поднимаются актуальные вопросы, связанные с воспитанием детей, подростков. Эта проблема традиционно волнует многих советских деятелей кино. Как вы расцениваете при этом постоянные выпады буржуазной пропаганды, твердящей, что у нас запрещено кинематографистам касаться "острых" тем?
БЫКОВ. Я думаю, что так ставят вопрос либо неосведомленные, люди, либо в чисто пропагандистских целях. С такой прессой встречаться приходилось.
Знаю и другое: у всякой прогрессивной острой точки зрения всегда будет сложная судьба. Существует ведь инерция человеческого мышления. Когда люди придумали автомобиль, они его сначала сделали в форме кареты, когда люди изобрели пароход, они его сначала сделали в виде парусника. Это естественная жизнь всякого нового явления. И конечно, острый вопрос, современный вопрос - это бой. Очень плохо, конечно, когда за новое, как говорится, снимают голову. Но то, что у нового были, есть и будут трудности, это естественно.
КОРР. Ваш фильм "Чучело" вызвал самые противоположные оценки зрителей и прессы. Удалось ли этой лентой вам показать свою жизненную позицию, или вы снимали по "указке", как любят говорить "советологи"?
БЫКОВ. В картине "Чучело", да и во всех других фильмах, которые я сделал, выражалась моя личная точка зрения, а не чья-то иная, "спущенная" сверху.
КОРР. Ролан Антонович, детство - понятие общечеловеческое. Ваши фильмы с интересом смотрят не только у нас в стране, но и за рубежом. Вы бывали во многих странах. Есть ли какие-то различия в отношении этого вопроса у нас и, допустим, в странах капитала?
БЫКОВ. Естественно. И тем не менее есть одно большое сходство - основные процессы феномена детства, рождения человека, его души.
Мне кажется, что в мире сейчас происходят главные столкновения между духовностью и бездуховностью. Думаю, что вместе с голодом, который испытывают дети во многих несоциалистических странах, вместе с отсутствием надлежащего образования, вместе с отсутствием настоящего медицинского обслуживания, дело с душой человеческой обстоит еще опаснее, еще сложнее.
Вот, скажем, Соединенные Штаты: ведь лозунг "жизненные интересы Америки" - это, собственно говоря, лозунг карманного вора, для которого ваш карман - сфера его жизненных интересов. Это аморальная политика. Что значит сфера моих жизненных интересов? А если сферой моих жизненных интересов станет не только чужой карман, но и чужая душа, но и чужое достоинство и чужой талант?
Сейчас в отдельных странах Запада психология, мировоззрение мещанина очень часто становятся чуть ли не предметом национальной гордости. И это меня чрезвычайно пугает. Я видел ребят талантливых и умных, интеллектуальных и духовных. Но видел также огромное количество глаз, в которых потускнел интеллект или он не проявляется вовсе.
КОРР. А не кажется ли вам, что это делается на Западе специально, чтобы отвлечь молодежь от настоящих проблем, от борьбы, увести их в мир наркотиков, алкоголя, отупляющих ритмов?
БЫКОВ. Думаю, что так оно и есть. Мы духовные существа. А детство - это земля и почва нашей души, это небо нашей души. Детство - это природа нашей души. И так же, как разрушается живая природа, флора, фауна, воздух, вода, лес, так же разрушается "флора и фауна" человеческих чувств. Этот процесс усиливается на Западе, где власть имущие сознательно ведут людей к растлению, сознательно отвлекают детей и юношество от глобальных проблем, боясь революционных настроений молодежи. Я не социолог и не обладаю такими цифрами, но в большинстве капиталистических стран юноша - это кандидат в угнетенные, кандидат в безработные.
КОРР. Знакомились ли вы, когда были на Западе, с положением детского кинематографа в капиталистических странах?
БЫКОВ. Я бы хотел рассказать о двух телевизионных передачах западногерманского телевидения для детей, на которые брошены большие деньги, приложены большие усилия. Но из-за отсутствия художественной традиции получается смысловой перекос, и довольно страшный. Одна передача была посвящена тому, как делаются сосиски. Две юные девочки беседуют. Одна другую спрашивает: ты хочешь узнать, как делают сосиски? Та говорит - да. И вот начиная с того, как рождаются маленькие поросятки, показан весь процесс откорма свиней, а потом и бойня. На глазах у ребенка убивают этих свиней электричеством. Потом их разрезают на глазах у зрителя. Кровь льется в одну сторону, фарш идет в другую сторону. А в конце - те же две девочки, едят сосиски. И одна другую спрашивает: вкусно? А вторая отвечает - очень. Посыл вроде бы правильный, детям надо показать правду. Но налицо забвение художественных принципов, которые должна иметь любая, даже научно-популярная лента. А художественное, образное содержание очень сильно воздействует на ребенка.
И еще одна передача западногерманского телевидения, которая называлась "Играйте вместе с нами".
Маленькие дети развлекались со взрослым человеком. Они сажали его в мешок, таскали по полу. Если бы это был их собственный дедушка, то вроде это и мило. Но поступать так с посторонним человеком?.. Опять налицо антигуманная тенденция.
Я очень долго думал: что это? Непонимание? Вряд ли. Что это - желание растлить души своих детей? Тоже не могу поверить, все они отцы и матери. Это как раз отсутствие традиций художественных и гуманистических.
Советский кинематограф, советская детская литература имеют огромный опыт, имеют богатые традиции и им не свойственны такие явления.
Вот почему во всем мире такой повышенный интерес проявляется к советскому кинематографу для детей. Мы хорошо понимаем всю меру своей ответственности перед подрастающим поколением.
Беседу вела Т. ОБОЛТИНА.