Примерное время чтения: 5 минут
77

АМЕРИКА БЕЗ ГРИМА. "Секрет" фирмы

ДОЛЛАР - первый, самый главный символ Соединенных Штатов Америки, второй символ - автомобиль.

Лидер автомобильной промышленности США - корпорация "Дженерал моторс", основанная еще в начале века. Начинала "Дженерал моторс" с безжалостной расправы со своими конкурентами. Она подмяла под себя, заглотала, как удав, более слабые автомобильные компании, в том числе "Кадиллак", "Олдсмобил", "Понтиак" и другие. Сегодня они наряду с более поздними "приобретениями" входят в состав этой индустриальной империи, у которой, кстати, есть даже собственная столица - Детройт. К началу 80-х годов "Дженерал моторс" контролирует более 20% производства автомобилей в капиталистических странах (около 9 млн. машин в год), предприятиях трудится около 800 тыс. человек.

Главный веком "Дженерал моторс", которому подчинено буквально все, гласит: прибыль корпорации должна расти во что бы то ни стало! Бесконечная погоня за прибылью превратилась в самоцель, и это определяет всю атмосферу и моральный климат гигантской корпорации.

Скажем, в 1959 г. "Дженерал моторс" выпустила в продажу новую модель легкового автомобиля - "Корвэр". При поворотах на высоких скоростях "Корвэр" терял устойчивость, сбивался с курса, им было трудно управлять, машине при этом часто опрокидывалась. Все это было известно в машиностроительных отделах "Дженерал моторс". Дошло до того, что во время испытаний одного из первых образцов "Корвэра" машина перевернулась на полигоне. И все-таки модель запустили в производство. Теперь уже все знают, что "Корвэр" поставил в США печальный рекорд катастроф на дорогах. И именно из-за его сомнительных качеств фирма создала ему шумную рекламу! "Корвэр" усиленно рекомендовали молодежи как быстроходную спортивную машину. По злой иронии судьбы эта модель унесла жизни многих управляющих и сотрудников фирмы, их родственников. Так, погиб на "Корвэре"сын главного управляющего отделения "Кадиллак", тяжело был ранен и получил непоправимую черепно-мозговую травму сын вице-президента фирмы, была искалечена в "Корвэре" дочь другого главного управляющего, погиб сын руководителя сбытового салона...

В КОНЦЕ 60-х годов, в ответ на требования рынка, надо было бы переходить к выпуску небольших, экономичных, более легких машин, но руководители "Дженерал моторс" отлично знали, что на больших машинах заработаешь больше, и не пошли на это, то есть фактически они выступили не только против интересов потребителя, но и против интересов страны в целом (так как дефицит платежного баланса США рос в значительной степени из-за возраставшего ввоза небольших иностранных машин на американский рынок).

А вот что рассказывает бывший вице-президент фирмы Де Лориан в своей книге "Взгляд на "Дженерал моторс" изнутри": "...Начиная с 1949 г. никаких важных конструктивных изменений в автомобильной промышленности не происходило. Почти четверть века - в технической спячке!

Из года в год мы призывали американцев продать свои автомобили и купить новые только потому, что изменился их внешний вид. А на самом деле не было причин заменять одну модель другой, появление новых изгибов в форме кузове лично мне не представлялось убедительным доводом в пользу приобретения новой модели. Я и мои коллеги, руководители автомобильной промышленности, каждый год предлагали покупателю по сути все тот же, еще раз подогретый суп".

В тот же обман с ежегодными новыми моделями входит и такой трюк: каждый раз мощность двигателя увеличивается на две-три лошадиные силы только для того, чтобы несоразмерно увеличить стоимость автомобиля. В общем, как не без цинизма признается Де Лориан, "в основе всей системы лежало стремление убедить американского труженика, который "вкалывает" до седьмого пота, чтобы он, расплатившись за купленную машину, тут же возобновил платежи".

В СВОЕЙ КНИГЕ Де Лориан пишет и о промышленном шпионаже, то есть о том, как фирмы пытаются выведать производственные секреты конкурентов (такие шпионы в отделении "Шевроле", например, были на зарплате). Пишет он и о взятках (опять-таки во имя увеличения все той же прибыли!), они, как известно, стали в американском бизнесе повседневной практикой; и о том как "Дженерал моторе" заглатывает очередную находящуюся на грани банкротства компанию и скупает за бесценок ее акции (в этом лично участвуют руководители "Дженерал моторс). Потом, когда вновь приобретенная компания становится составной частью купившей ее "Дженерал моторс", ее акции повышаются в цене и, естественно, обогащаются те, кто купил их по дешевке. Источников для наживы такого рода хватает.

А не так давно "Дженерал моторс", шествуя в ногу со временем, занялась аэрокосмическим бизнесом. Этот факт лишний раз говорит и о такой знаменательнейшей черте, как связь "Дженерал моторс" с военно-промышленным комплексом США. Фирма является одним из десяти крупнейших поставщиков Пентагона. Не случайно первым министром обороны (министерство было создано в 1953 г.) был Чарлз Вильсон, президент "Дженерал моторс". Ему принадлежат слова, которые можно назвать краеугольным камнем не только самой фирмы, но и военно-промышленного комплекса: "То, что хорошо для страны, хорошо и для "Дженерал моторс", и наоборот". И наконец, еще одно свидетельство того, что такое для сегодняшней Америки "Дженерал моторс". Мультимиллионер А. Блюминдейл, один из тех деловых тузов, которые посадили в Белый дом Рональде Рейгана, как-то изрек: "Руководить правительством - все равно что руководить "Дженерал моторс", Соединенные Штаты - это та же "Дженерал моторс", увеличенная вдвое или втрое. Мы окружим Ронни (то есть Рональда Рейгана. - В. Н.) опытными людьми, теми самыми, которых нанимаем для нашего собственного бизнеса".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно