Если раньше иномарка на улицах наших городов воспринималась как событие исключительное, то в последние годы "мерседесов", "фордов" и "тоёт" становится все больше. Относятся к ним по-разному. Кто - с любопытством, кто - с завистью, а кто и с откровенной неприязнью к чьей-то "красивой жизни"... Есть и четвертые, смотрящие на иностранные автомобили на советской земле по-деловому. К числу последних и относится наш собеседник, генеральный директор совместного советско- шведского предприятия "МТД-Сервис" А. ПЕТРЕНКО.
- СП "МТД-Сервис" начало работу л апреле 1989 г. К тому времени в одной Москве было примерно 3,5 тыс. автомобилей фирмы "Вольво". В стране есть машины и других фирм, но не в таком количестве. "Вольво" отрабатываются для шведских климатических условий, которые близки к средней полосе СССР, и изо всех иномарок являются для нас наиболее практичными. Поэтому Мосавтотехобслуживание в выборе зарубежного партнера для создания СП остановилось на одной из дочерних фирм концерна "Вольво" - ТДС.
В кратчайшие сроки мы сумели ликвидировать очереди на ремонт, а сегодня работаем 7 дней в неделю и в 2 смены. Наличие сервиса великое дело, и это в немалой степени содействовало подъему престижа машин известной фирмы, и не только теоретически, но и практически. Во всяком случае, за полтора года количество их только в Москве возросло вдвое.
- И кто их владельцы? Небось, "мафиози" с Центрального рынка?
- Почему же так сразу? Раньше. еще несколько лет назад, на "Вольво" ездил в основном дипкорпус; сегодня 80 - 85% (машин принадлежит советским 'предприятиям и СП, имеющим валюту. Многие наши граждане, работающие за рубежом, привозят в страну автомобили, или предприятие, заработав доллары, покупает на них иномарки для своих работников.
- И, соответственно, ремонтируется потом такая машина только за валюту?
- Подписывая договор об учреждении СП, мы сумели доказать нашим шведским партнерам, что хотя бы часть машин, принадлежащих советским гражданам, будем обслуживать за рубли.
Кстати, наше родное государство этого не поощряет. Во всяком случае, такой вывод можно сделать, прочитав новые тарифы налогов на импорт: цена запчастей поднялась втрое, и покупать их стало выгоднее не у нас, в официальном сервисе, а у спекулянтов и на черном, рынке. Так что насчет экономической целесообразности введения новых налогов можно поспорить.
- Это можно сказать о многих шагах нашего правительства...
- Что далеко ходить? От имени и по поручению концерна "Вольво" мы продаем в СССР автомобили, как новые, так" и подержанные. Если бы получили права импортера, то имели бы, во-первых, комиссию от поставщика, а во-вторых, возможность проводить предпродажную подготовку машины. Таким образом, до 30% от стоимости автомобиля в валюте оставалось бы в нашей стране, а сам он стоил бы для советского покупателя дешевле. Но государство запрещает заниматься нам посреднической деятельностью.
- А может ли купить у, вас автомобиль частное лицо - ведь в стране уже немало людей, зарабатывающих валюту?
- Нет, только если он выедет за рубеж или обратится во "Внешпосылторг" - эта организация торгует купленными у нас же машинами, но уже с наценкой. Мы имеем право продавать машины только советским организациям или совместным предприятиям. Кстати, с 18 по 23 марта в павильоне N 4 на ВДНХ мы проводим выставку автомобилей фирм "Вольво" и "Рено", куда приглашаем всех наших потенциальных покупателей. Наш телефон для справок - 448 - 67 - 28.
- А какая связь между французской фирмой и шведской, интересы которой вы представляете?
- В борьбе с конкурентами две крупнейшие европейские фирмы решили объединить свои усилия. Недавно они обменялись пакетами акций и теперь проводят совместные работы по созданию двигателей, ходовой части, совершенствованию безопасности автомобиля: ассоциация страховых компаний объявила "Вольво" самыми безопасными в мире машинами.
- Но давайте из прекрасного далека, где рынок забит непроданными автомобилями, вернемся на грешную родную землю. На наш автосервис - сплошные нарекания, слова доброго не услышишь. А у вас как складываются отношения с клиентами?
Нам кажется - удачно. Тому способствуют и технологии ремонта, полученные из Швеции, и то, что наши мастера обучаются непосредственно на фирме. Мы взяли за основу разработанную шведами систему трудозатрат. А вот от предложенной нам шведской системы оплаты труда мы после трех месяцев работы были вынуждены отказаться.
- Почему?
- Эта система - "социалистическая", то есть идет скрытая уравниловка. От того, кто зарабатывает больше, отбирается и отдается тому, кто меньше. Она и в шведских условиях в последнее время вызывает немало нареканий, так как не поощряет инициативу, стремление работать больше, лучше, а в наших-то - и подавно. Сейчас мы просто выплачиваем механикам 25% с каждого заработанного ими рубля. Они теперь сами видят сразу, сколько заработали.
- А соотношение между рабочими и администрацией у вас какое - шведское или советское?
- Ни то, ни другое. Мы не имеем постоянного штатного расписания и привлекаем людей в зависимости от потребности. Сейчас, к примеру, у нас работают 63 человека, и нет такой строгой регламентации, как на советских госпредприятиях.
Беседу вел И. МОРЖАРЕТТО.