"Звезда советского балета" - такт обычно именуют народного артиста СССР, солиста Большого театра Вячеслава Гордеева в прессе за рубежом. Блестящий танцовщик, он приобретает все большую известность как одаренный балетмейстер и режиссер- постановщик. Недавно состоялась премьера его новой работы - балета "Память" на музыку Б. Петрова. Вот что сказал В. М. ГОРДЕЕВ в беседе с нашим корреспондентом.
КОРР. Вячеслав Михайлович, вы побывали во многих странах мира как в составе Большого театра, так и вдвоем с Надеждой Павловой. Было много интересных встреч со зрителями и зарубежными коллегами. Что больше всего запомнилось вам в этих поездках?
ГОРДЕЕВ. География гастролей большого театра очень обширна. Только в прошлом году мы побывали в Тунисе, Греции, Индии, Италии. И всюду, кроме театральных представлений, мы проводили пресс-конференции, встречи со зрителями, организовывали фотовыставки, рассказывающие об истории и традициях советского балета, о культурной жизни в нашей стране. Круг вопросов был очень широк: каковы условия труда артистов театра, как относятся к искусству Большого театра обыкновенные, простые люди, имеют ли они реальную возможность видеть это искусство и понимают ли они его, как готовятся творческие кадры, как пополняется труппа Большого театра, и другие.
Вопросы эти возникали не случайно, ведь в капиталистических странах билеты на оперные и балетные спектакли так дороги, что недоступны широкой публике, а возможность получить серьезное хореографическое и музыкальное образование имеют только очень состоятельные люди.
Недавно мы выступали в Италии с местной труппой "Аттер-балет". Артиста в этот ансамбль принимают сроком на один год. Если же он не смог удержаться в составе труппы, то становится безработным. Его дальнейшая судьба никого не интересует. Наша профессия сопряжена с почти неизбежными физическими травмами, порой очень тяжелыми. В этом случае артист на Западе может вообще остаться без средств к существованию.
У нас, в какую бы трудную ситуацию ни попал человек, он не останется без помощи. Ему гарантированы трудоустройство, оплата по больничному листу, пенсия.
Я уже не говорю о тех возможностях, которыми располагает артист балета в нашей стране. Я, например, окончил Московское хореографическое училище. Затем факультет журналистики МГУ. Сейчас учусь на балетмейстерском отделении ГИТИСа. Таким образом, в случае каких-то обстоятельств, например болезни, я могу работать или журналистом, или балетмейстером. Наше государство дало мне возможность получить эти две профессии, причем бесплатно. Какой из западных артистов мог бы себе такое позволить?
КОРР. Да, ваша творческая биография - убедительное свидетельство того, каких высот может достичь артист балета в нашей стране. В 20 лет вы становитесь солистом Большого театра СССР, в 25 - обладателем первой премии на Московском международном конкурсе артистов балета. В 36 лет удостаиваетесь звания народного артиста СССР. Вы выступаете в лучших театральных и концертных залах перед многомиллионной аудиторией, ведь программы с вашим участием демонстрируются по Центральному телевидению.
В чем вы как представитель советского искусства видите смысл своей миссии в зарубежных поездках?
ГОРДЕЕВ. Где бы мы ни были, с кем бы ни встречались, перед какой бы аудиторией ни выступали, мы всегда помним, что мы посланцы своей страны, и стараемся рассказать о ней как можно больше.
Не так давно мы побывали в Латинской Америке. Там с большим уважением относятся к Советскому Союзу. Но почти ничего о нем не знают. Например, мы не раз сталкивались с широко бытующим там представлением, что во второй мировой войне принимали участие главным образом американцы. Неудивительно поэтому, что все встречи и беседы превращались в наш рассказ о Советском Союзе. Нам было приятно, что люди хотят узнать о нашей стране как можно больше, живо интересуются всем, что у нас происходит.
В ноябре прошлого года мы побывали в Индии. Труппа приехала в страну в то тяжелое время, когда лишь немногим более месяца, прошло со дня предательского убийства премьер-министра республики Индиры Ганди. Мы были в Бомбее и Калькутте. Первое наше выступление в Калькутте мы посвятили светлой памяти И. Ганди. Зрительный зал театра "Рабиндра Садан" был переполнен: люди сидели на полу, стояли в проходах.
На протяжении всех гастролей мы ощущали атмосферу понимания, уважения, доброжелательства и стремление лучше и больше узнать искусство СССР.
КОРР. А всегда ли оценки зарубежной прессы соответствуют реакции зрителей на ваши представления?
ГОРДЕЕВ. К сожалению, нет. Порой в западных газетах вместо добросовестной профессиональной критики можно встретить намеренные выпады против советских артистов. Особенно когда дело касается спектаклей, поставленных на советские темы. Поэтому мы очень волновались за наших товарищей, выступавших недавно в ФРГ на фестивале Д. Шостаковича. Впервые за рубежом Большой театр показывал балет "Золотой век". Это был грандиозный успех!
Пять раз "Золотой век" исполнялся в ходе гастролей. Его посмотрели почти 6 тысяч зрителей. И каждый раз спектакль, рассказывающий языком балета о первых годах молодой Советской Республики, вызывал бурю аплодисментов у очень неоднородной по своему социальному составу аудитории.
КОРР. С ноября прошлого года вы возглавляете Ансамбль классического балета. Каким вы видите будущее этого коллектива?
ГОРДЕЕВ. Мне, в общем-то еще молодому человеку, доверили очень ответственное дело. Сейчас работаю над расширением состава труппы, обновлением ее репертуара. Наша задача - обрести свое лицо, найти оригинальный почерк, стать современными в полном смысле слова, не порывая с лучшими традициями русского классического балета. В труппе немало ярких индивидуальностей. Как руководитель ансамбля стараюсь помочь полнее раскрыться их дарованиям.
В настоящее время готовим большую программу, посвященную 40-летию Победы. На очереди еще одна, ведь наш коллектив - официальный участник культурной программы XII фестиваля молодежи и студентов в Москве.
КОРР. Несколько дней назад в концертном зеле "Россия" состоялась премьера балета "Память", прошедшая с большим успехом. Это ваша первая крупная работа как балетмейстера и режиссера-постановщика?
ГОРДЕЕВ. Нет. В 1981 г. на экраны вышел телефильм "Поэмы" (на музыку Ференца Листа), в съемках которого я принял участив как балетмейстер-постановщик.
Что же касается балета "Память", то он впервые увидел свет в феврале этого года на сцене Музыкального театра в столице Коми АССР Сыктывкаре. Балет создан мной в содружестве с московским композитором Борисом Петровым и посвящен 40-летию Победы.
Я рад, что именно Борис Петров - молодой, ищущий, обладающий современным музыкальным мышлением, тонко чувствующий современные ритмы композитор - стал соавтором в создании этого сочинения. Ведь балет обращен прежде всего к молодежи. И еще один характерный факт. На Севере, в Сыктывкаре, работает музыкальный театр, хореографический коллектив которого по своему профессиональному уровню не уступит балетным труппам и некоторых европейских столиц. Многие на Западе, вероятно, и названия-то этого города не слыхали. Бывшая окраина царской России сегодня стала одним из культурных центров страны.
Это и есть зримые черты нашей сегодняшней жизни.
Беседу вела В. ФЕДОРОВА.