В предлагаемой телевизионной передаче принимали участие видный советским ученый-физик, вице-президент АН СССР академик Е. П. ВЕЛЕХОВ, заведующий сектором Отдела международной информации ЦК КПСС В. И. КОБЫШ и политический обозреватель Центрального телевидении и Всесоюзного радио профессор В. С. ЗОРИН.
ЗОРИН. В Женеве начался второй тур советско-американских переговоров, посвященных проблемам ядерных и космических вооружений. Первый проходил трудно, вашингтонские руководителя пока не проявили готовности не на словах, а на деле занять конструктивную позицию. "Камнем преткновения" - и не только в Женеве - являются опасные и чреватые далеко идущими последствиями планы Вашингтона создать новую сферу гонки вооружений, перенеся ее в космическое пространство.
Почему, однако, именно сейчас проблемы, связанные с военным использованием космического пространства, вышли на первый план? Ведь сами по себе эти проблемы не новы. Еще в мае 1972 г. между СССР и США был заключен договор об ограничении систем противоракетной обороны - ПРО. Следовательно, уже тогда имелась в виду опасность использования космического пространства в военных целях.
КОБЫШ. Вопрос интересный и не очень простой.
Достаточно достоверно известно, что изыскания в области космоса начались в США еще в 50-х гг. И когда в начале 1981 г. Рейган перебрался в Белый дом, идея "звездных войн" уже активно разрабатывалась.
Но объявил он об: этих планах не сразу. У Рейгана и без того было реноме ястреба, ультраконсерватора, и начинать с милитаристской программы, включающей и космос, он просто не осмелился. Когда же в Соединенных Штатах была создана атмосфера небывалого военного психоза и истерии, сочли, что теперь уже можно об этом публично объявить и представить как новую программу. Каковы ее основные цели? Их много. Упомянем лишь главные.
Первое. Рейган, как известно, в речи 23 марта 1983 г. сказал, что основная задача - в перспективе ликвидировать все ядерное оружие. Это, по определению многих ученых и политиков, в том числе американских, "величайший обман нашего времени".
В действительности речь шла и идет о том, чтобы добиться коренного военного превосходства, которое обеспечило бы США мировое господство. В какой-то степени повторяется история с атомной бомбой, когда правящие круги США полагали, что, будучи монополистами в области атомного оружия, они смогут диктовать миру свои порядки.
Второе. Обстановка в самих США очень сложная. Бомбежка жилого квартала в Филадельфии свидетельствует о том, какой накал получают сейчас социальные и экономические проблемы. И. видимо, программа "звездных войн" кое-кому представляется как выход из экономических трудностей, как импульс экономике, прежде всего, конечно, военным отраслям.
И третье. Это попытка навязать Советскому Союзу, социалистическому содружеству гигантские военные расходы, измотать их гонкой вооружений.
ЗОРИН. Очевидно, и какие-то научные открытия поставили эту проблему в повестку дня как сегодняшнюю?
ВЕЛИХОВ. С 1972 г. никаких фундаментальных открытий, которые бы изменили реальности ядерного века, то есть реальности того, что ядерное оружие обладает колоссальным разрушительным потенциалом, не произошло. В 1972 г. было признано, что создание противоракетной обороны, которая бы гарантировала защиту от ядерного нападения, - нереально. Однако идея, получившая название "звездных войн", все же заключается в том, чтобы остановить удар стратегических ядерных ракет и полностью ликвидировать возможность попадания ядерных боеголовок на территорию защищающейся стороны.
Баллистическая ракета взлетает, проходит атмосферу за 200 - 300 секунд, затем происходит разделение боевых частей. Сегодняшние баллистические ракеты, в соответствии с договором об ограничении стратегических вооружений, могут иметь не более 10 боеголовок. Следовательно, каждая ракета может дать десять боевых блоков, которые затем наводятся на соответствующую цель.
Вместе с этими блоками движется огромное количество различного рода ложных блоков. И это одна из причин, по которым еще в 1972 г. было признано, что очень трудно бороться с реальным стратегическим нападением. Все это огромное скопище объектов пролетает по космосу со скоростью порядка 8 км/сек и затем начинает опускаться в атмосферу. Предполагалось, что сначала следует разрабатывать оружие для борьбы с боеголовками на заатмосферном участке, где очень трудно, правда, определить, где ложная, а где реальная боевая цель, и после вхождения в атмосферу, где ложные цели тормозятся, потому что они легкие. Здесь за оставшееся очень короткое время ракеты должны быстро поразить боевые блоки.
Эта часть противоракетной обороны и была в те времена признана нереальной. По целому же ряду новых концепций американской администрации - не всегда совпадающих друг с другом, иногда противоречивых, - предполагается, что в космосе будет развернуто большое количество боевых станций, с которых тем или иным способом можно уничтожить саму ракету на старте.
Надо сказать, что в 50-х гг. этот проект рассматривался, но ученые пришли к отрицательному выводу. Тем не менее сейчас стали говорить о том, что ракету можно поразить не только маленькими ракетами, запускаемыми из космоса, но и лазерами, с помощью ускорителей заряженных частиц, и более экзотическими способами, которые пока не прошли даже лабораторной проверки.
Лазеры были известны и в 70-е гг. Хотя за это время и произошла определенная эволюция в этой области, да, скажем, американский лазер, установленный на летающей военной лаборатории обладает мощностью в 10 млн. раз меньшей, чем необходимо, чтобы его можно было использовать в качестве оружия против отдельной ракеты. С ускорителями тоже очень похожая ситуация. Никакого революционного скачка в этой области не произошло. Поэтому нет никаких оснований считать, что в науке возникла ситуация, позволяющая по-новому взглянуть на оценки 1972 г. Основные движущие мотивы Вашингтона - в области политической, экономической, в области военно-политических концепций США.
ЗОРИН. Планы Вашингтона в отношении космоса в самих США вызывают различную реакцию. В самом деле, реально ли утверждение американского президента, что осуществление этих планов сделает ядерное оружие устаревшим и бессмысленным, то есть полностью исключит опасность ядерного оружия?
ВЕЛИХОВ. По этому вопросу сегодня есть полное согласие среди научных кругов: это нереально.
Во-первых, как уже отмечалось, само по себе оружие, которое должно разворачиваться в космосе над другой стороной, очень сложно и далеко не столь совершенно.
Во-вторых, поскольку Земля вращается, спутники, которые будут находиться на высоте порядка нескольких сотен тысяч километров, не могут висеть над головой, как лампочка, они должны непрерывно двигаться. Следовательно, чтобы иметь все время над территорией противника оружие такого рода, необходимо заполнить все траектории этих спутников вокруг всего земного шара, то есть заполнить боевыми станциями все космическое пространство вокруг Земли.
Это очень дорого, но реально. Нереально другое. Эта система должна в течение очень короткого времени, порядка двух минут, уничтожить несколько тысяч ракет, стартующих как с материков, так и с подводных лодок на неизвестных позициях в океане, не говоря уж о том, что практически совсем не рассматривается, как эта система будет противостоять, скажем, крылатым ракетам дальнего действия, бомбардировщикам.
Сами эти системы не только сложны, но и крайне уязвимы. Это комплекс различных, связанных между собой систем, находящих цели, наводящих на цель, обеспечивающих связь и управление. Это огромный телескоп в космосе, огромные зеркала и локационные системы, радары и т. п., которые сами по себе значительно более уязвимы, чем те объекты, против которых направлена эта система.
Словом, создать такую систему нереально. Однако, к сожалению, реально заполнить космос оружием. И это очень опасно. Это оружие может быть элементом первого удара и тем представлять реальную угрозу. Тем более, что США продолжают развивать и другие военные программы.
Космическое оружие представляет собой мечту всемирного полицейского. Если иметь над головой каждого государства хоть какое-то небольшое оружие на расстоянии нескольких сот километров, то для устрашения туда не нужно посылать крупные корабли, как в Ливан, можно действовать быстро и эффективно.
Это оружие представляет угрозу для СССР и для всего мира. Но оно представляет угрозу и самим Соединенным Штатам, потому что его развертывание вызовет, как это было и прежде, ответные меры...
Один пример. Разрабатывая в 60-е гг. ракеты с разделяющимися несколькими боеголовками, американцы говорили о необходимости преодоления якобы создаваемой Советским Союзом системы глобальной противоракетной обороны. Затем договорились о том, что противоракетной обороны не будет. Тем не менее США продолжали создавать систему разделяющихся боеголовок. Американцы рассчитывали, что у нас они появятся лишь через 15 - 20 лет. Мы их сделали в качестве ответной меры за очень короткое время - несколько лет. Сейчас американские военачальники и ученые считают, что это была крупнейшая ошибка с их стороны - разрабатывать разделяющиеся боеголовки. Работы по созданию космического оружия - новая крупнейшая ошибка американцев.
КОБЫШ. Трагическая ошибка, которая может оказаться неисправимой. Миф о том, что эти системы должны привести к ликвидации ядерного оружия, - такой цинизм!
ЗОРИН. Речь идет о крупной обманной кампании. Мы, мол, не о нападении говорим, а об обороне. Мы собираемся воевать не против людей, а против ракет, это и есть противоракетная оборона. Но одновременно с этими разговорами наращивается потенциал наступательного оружия. Вместе все это выглядит как попытка получить возможность нанести удар по противнику, а самому избежать ответного удара. Это маскировка.
Провозглашая программу "звездных войн", Вашингтон самым грубым образом нарушает обязательства, взятые Соединенными Штатами в связи с договором ПРО, заключенным в 1972 г. Американская дипломатия всячески отрицает то обстоятельство, что нарушаются условия договора, но факты есть факты. В ст. 1 договора 1972 г. зафиксировано обязательство сторон не развертывать системы ПРО на территории своей страны и не создавать основу для такой обороны. А в ст. 5 договора стороны обязуются не создавать, не испытывать и не развертывать системы и компоненты ПРО морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования.
Еще юристы Древнего Рима сформулировали принцип, который лег в основу всего международного права: "договоры должны быть соблюдаемы". Вез этого принципа невозможно международное право, невозможны нормальные межгосударственные отношения.
Каким может быть ответ Советского Союза? Ведь речь идет о сложных научных, технических, экономических проблемах.
ВЕЛИХОВ, В интервью ТАСС министра обороны СССР С. Л. Соколова сказано, что СССР ответит мерами наиболее эффективными.
Во-первых, система, о которой идет речь, в любом случае крайне уязвима. Уже одно это говорит о возможности эффективного ответного удара.
Во-вторых, ответные меры будут заключаться в развитии сил, которые сегодня сдерживают США от развязывания войны. И здесь наверняка много эффективных мер. Агрессор должен знать, что его действия не останутся безнаказанными.
Простой способ: увеличить количество ответных средств. Можно также сокращать время полета ракеты, защищать саму ракету, делать большое количество ложных, сравнительно дешевых ракет. Это все способы, основанные на сегодняшней технике. Сами же американцы подсказывают, как бороться с этими станциями - прямым попаданием с Земли маленькой ракеты. Наконец, если будут созданы мощные наземные лазеры, с их помощью можно уничтожать космические станции.
Интересно, что без большой рекламы в США существует программа по разработке средств борьбы с космическими станциями т. е. борьбы с той системой, которую СССР и не собирается создавать. Парадокс в том, что, развивая и наступательные и условно оборонительные средства, американцы как бы создают и семена поражения этой системы.
Словом, у Советского Союза есть все возможности для эффективного ответа. И очень важно, чтобы США это вовремя поняли.
ЗОРИН. Советский Союз твердо отстаивает линию на недопущение этого нового витка гонки вооружений вовсе не из слабости. Кроме того, разве американцы не понимают, что происходит в их собственной экономике? Да, Америка богатая страна, у нее большие ресурсы, и тем не менее задуманная программа, как показывают реальные экономические факты, не по силам даже мощной американской экономике. Как говорится, американцы пытаются поднять камень, который может обрушиться на их собственные ноги и отдавить их.
КОБЫШ. Да, выявилось чудовищное и потенциально очень опасное для человечества несоответствие между научно- техническим, экономическим и военным потенциалом Запада, США в первую очередь, и общественным сознанием тамошних правящих кругов.
В своем недавнем заявлении, сделанном в ходе беседы с министром торговли США Болдриджем, М. С. Горбачев сказал, что "существуют объективные предпосылки для эффективного взаимовыгодного сотрудничества между СССР и США в различных областях. Напрашивается вывод, - подчеркнул он, - что пора разморозить потенциал советско- американского сотрудничества, а гонку вооружений, эскалацию враждебности заморозить, а точнее, "свернуть". Вот наша программа. Эта программа последовательная, искренняя и реалистическая.