НЕ ТОТ ХЛЕБ, что в поле, а тот, что в сусеке - гласит народная мудрость. Она справедлива и в наши дни. Хотя возможности современного сельского хозяйства и его материальная база неизмеримо выросли, еще много сельскохозяйственной продукции теряется, в том числе во время уборки и транспортировки из-за несовершенства или недостатка специализированной техники.
Что делается для улучшения сохранности перевозимых грузов и максимальной механизации погрузочно-разгрузочных работ? Как экономятся трудовые ресурсы? Это особенно важно в связи с тем, что прирост трудоспособного населения по известным причинам резко сократился и дефицит трудовых ресурсов на селе, в том числе водителей, становится все более ощутимым.
Прежде чем ответить на эти вопросы, напомним читателям "АиФ", что, делая сопоставления и сравнения в этой области, надо иметь в виду уровень, с которого мы начали соревнование с развитыми капиталистическими странами. Не секрет, что в довоенные годы основной тяговой силой в нашем сельском хозяйстве была лошадь. А в развитых капиталистических странах - техника.
В настоящее время наш сельский парк располагает значительным количеством грузовых автомобилей, тракторов - 2,7 млн.; зерноуборочных комбайнов - 794 тыс.; силосоуборочных и кормоуборочных комбайнов - 260 тыс. единиц. Энерговооруженность, в сельском хозяйстве увеличилась на одного работника до 29,7 л. с. или до 333 л. с. на 100 га посевной площади. Таковы масштабы и темпы нашего роста.
Еще одна существенная оговорка: речь пойдет об автомобильном транспорте, удельный вес которого в общем объеме перевозок сельскохозяйственных грузов достигает 75 - 80% - это треть всех автоперевозок в стране. Он участвует во всех технологических операциях, начиная с посадки и кончая уборкой. В среднем доля автомобильных издержек в себестоимости сельскохозяйственной продукции составляет 20 - 25%.
Наиболее массовыми сегодня являются так называемые навалочные и насыпные грузы: зерновые, корнеплоды, органические удобрения, силос и др. Их перевозка и перегрузка должны осуществляться с минимальными трудовыми затратами. С этой целью расширяется производство самосвальных автопоездов Сельскохозяйственного назначения. 20 тыс. автопоездов будет выпускать ежегодно Кутаисский автомобильный завод. Этот автопоезд комплектуется из тягача КАЗ-4540 и прицепа общей грузоподъемностью 11 тонн.
Одновременно на Уральском Автомобильном заводе осваивается самосвальный тягач Урал-5557. Для работы в сельскохозяйственном производстве он оборудуется современным прицепом грузоподъемностью 7 тонн.
Транспортно-технологические автопоезда, по мнению специалистов, обеспечат вывоз той части сельскохозяйственной продукции, уборка которой в нашей стране приходится на период распутицы.
Изготовляется новый самосвальный автопоезд обычной проходимости, состоящий из тягача КамАЗ-55102 и прицепа к нему, идет разработка нового дизельного самосвального автопоезда общей грузоподъемностью 8,6 тонны.
Учитывая возросшие потребности народного хозяйства, отечественная автомобильная промышленность впервые освоит производство высокоэффективных большегрузных полуприцепов-рефрижераторов грузоподъемностью 11,5 и 22 тонны, применение которых даст народному хозяйству существенную экономию. Их производство начато на красноярском и тираспольском прицепных заводах.
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ АВТОМОБИЛИ
Немало критических замечаний в адрес машиностроителей было высказано по поводу недостатка специальных технических средств, в частности автомобилей для перевозки живого скота. С одной стороны, они должны обеспечить сохранность, а с другой - вместимость. И в этом направлении сделан важный шаг. Уже проведены испытания современных одноярусных полуприцепов, вмещающих 100 - 125 голов свиней, коз, овец или 32 - 37 голов крупного рогатого скота. Данные испытаний показали, что новая техника позволяет снизить себестоимость перевозок на 25 - 30%.
Важнейшим средством интенсификации сельскохозяйственного производства является, как известно, широкое использование органических и минеральных удобрений. Среди новых транспортных средств, предназначенных для бестарной перевозки жидких удобрений, следует выделить две разновидности полуприцепов-цистерн грузоподъемностью 9 и 13,5 тонны. Их емкости выполнены из стеклопластика, который в условиях агрессивной среды более долговечен, чем сталь.
Разработан и проходит испытания новый полуприцеп- самосвал грузоподъемностью 14 т с кузовом закрытого типа для перевозки сыпучих минеральных удобрений и пылевидных известковых материалов, предназначенный для использования на перевозках сыпучих удобрений от химкомбинатов до пристанционных и глубинных складов. Подготавливается также к производству различная техника для перевозки и внесения минеральных удобрений.
В последние годы возросла потребность в большегрузных транспортных средствах, предназначенных для перевозок молока со сборных и охладительных пунктов на районные и городские молокозаводы. Раньше для этого применяли фляги емкостью 25 и 38 литров. Замена их на автоцистерны показала, что при этом уменьшаются почти на 3% потери молока, повышается сортность сдаваемой продукции, на 30 - 40% снижается себестоимость перевозок. Уже поступили в эксплуатацию новые изотермические цистерны-молоковозы к автомобилям КамАЗ. Они выполнены в виде автопоездов.
Автоцистерны, кстати используются и для перевозки других грузов, например, живой рыбы и даже жидкого сахара. Это позволяет экономить 5 рублей на каждой тонне сахара по сравнению с доставкой его в мешках.
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ И БЕРЕЖЛИВОСТЬ
Надо отметить, что проблема специализации и дальнейшего совершенствования сельского грузового парка в той или иной мере характерна для всех государств. В 1950 г. уровень специализации грузового парка в сельском хозяйстве нашей страны составлял около 20%, а в настоящее время он достиг 57% и в перспективе должен увеличиться до 70%. Кстати, нынешний уровень специализации грузового парка США, по оценкам специалистов, был достигнут за 60 лет, и если иметь в виду темпы специализации - мы не уступаем Соединенным Штатам.
Грузоподъемность увеличилась у нас за последние 20 лет с 2,8 до 3,5 - 3,8 тонны. Парк грузовых автомобилей США в сельском хозяйстве насчитывает сегодня 4,3 млн. единиц, но его средняя грузоподъемность всего 2,2 тонны.
Еще об одной проблеме, которая имеет прямое отношение к эффективной работе сельского автотранспорта, - качестве дорог. Плохие дороги резко увеличивают расход топлива, повышают себестоимость перевозок на 40 - 50%, приводят к преждевременному износу парка. В связи с этим намечается организовать надежную транспортную сеть, соединяющую колхозы и совхозы с районными центрами. В частности, за десятилетие намечается построить в сельской местности 130 тыс. км автомобильных дорог общего пользования и 150 тыс. км внутрихозяйственных дорог.
И конечно же, новая техника должна эксплуатироваться по- хозяйски, бережно. Только в этом случае мы сможем в полной мере обеспечить сохранность сельской продукции, повысить уровень механизации перегрузочных работ, сберечь трудовые ресурсы.
А. ЧЕБОТАРЕВ, доктор технических наук