ЗАПАДНОГЕРМАНСКИЙ фильм "Париж, Техас" получил "Золотую пальмовую ветвь" на Каннском кинофестивале. Английский фильм "Смертоносные поля" может стать сильным конкурентом в борьбе за премию "Оскар" в 1985 г. В Париже состоялись ретроспективные выставки Руссо и Кандинского. Английские драматурги продолжают блистать на Бродвее. В целом 1984 год во многих отношениях был удачным для европейской культуры.
Тогда почему же так несчастны европейские издатели, продюсеры, режиссеры и хранители музеев? Почему же многие европейские актеры, художники и писатели считают 1984 год "годом величайшей опасности"?
В различных областях причины разные, но в основе каждой из них лежит общий знаменатель: американцы наступают как никогда раньше. Американские программы господствуют на телевидении, американские фильмы - повсюду. Кажется, что американцы поглощают европейское искусство. В этом наступлении нет ничего нового, за исключением его масштабов.
В основе проблемы - деньги или их отсутствие. Многие западноевропейские правительства заметно урезали ассигнования на искусство. В результате голландские художники и скульпторы лишились субсидий. Даже такой популярный праздник, как Эдинбургский фестиваль - приманка для туристов, - переживает тяжелые финансовые трудности.
Сокращения могут оказать катастрофическое воздействие на европейский кинематограф. В последние годы английская кинопромышленность переживала мини-возрождение отчасти благодаря правительственным "начальным инвестициям". Однако теперь правительство тори объявило, что такое финансирование полностью прекратится в 1987 г. В результате, говорит продюсер Д. Паттнэм, Англия может кончить тем, что будет вынуждена отказаться от производства фильмов, которые могут вызвать высокую оценку серьезной критики.
Кино не единственное искусство, судьба которого поставлена на карту. Английские издатели готовятся к борьбе в связи с разговорами, о том, что правительство тори может ввести налог на книги. В результате сократился сбыт, и издатели начинают неохотно субсидировать издание некоторых неприбыльных книг за счет доходов от бестселлеров.
Рынок изобразительного искусства также подвергается мощному влиянию доллара. Многие директора музеев с гневом говорят об алчных американских частных коллекционерах, которые платят баснословные суммы за драгоценные творения искусства и вывозят их в США. Американские покупатели извлекают выгоду из налогового кодекса США, который разрешает списывать крупные суммы на приобретение произведений искусства.
В результате постоянных сокращений субсидий большинство европейских творческих организаций влачат жалкое существование. Это зачастую приводит к тому, что в них воцаряется посредственность. "Бритиш бродкастинг корпорейшн", переживающая финансовые трудности, вынуждена предлагать примитивные развлекательные программы, пытаясь повысить популярность.
И здесь на сцену выходят американцы. Они производят телефильмов в четыре раза больше и владеют огромными кинотеками. Американская телепродукция, однако, настолько низкопробна, что вряд ли вызовет восторг у западноевропейцев.
"Ньюсуик" (США)