Женщина-режиссер - явление в мировом кинематографе довольно редкое. В этом отношении заметно выделяются социалистические страны. Достаточно назвать такие всемирно известные имена, как Елизавета Бостан (СРР), Марта Массарош (ВНР), Бинка Желязкова (НРБ), Лана Гогоберидзе и Камара Камалова (СССР).
Народная артистка СССР, кинорежиссер Т. ЛИОЗНОВА сняла немало ярких, талантливых лент. Большой популярностью у советских и зарубежных зрителей пользовались ее фильмы "Евдокия", "Три тополя на Плющихе" и ряд других. Но особую известность, пожалуй, ей принес 12-серийный телевизионный фильм "Семнадцать мгновений весны".
Журналист Н. КОВАЛЕНКО беседует с режиссером о проблемах современного киноискусства.
КОРР. В адрес нашего кино на Западе раздается немало "упреков". Нам, к примеру, приписывают тематическую и жанровую бедность. Говорят, что советское кино не выходит за рамки военной и производственной тематики. Каково ваше мнение на этот счет?
ЛИОЗНОВА. Ну что можно тут сказать? Безусловно, тема второй мировой войны, стоившей советскому народу 20 млн. жизней, отданных борьбе против гитлеровского фашизма, волнует до сих пор и кинематографистов и зрителей. И не может не волновать. В СССР нет семьи, в которой не жила бы память о погибшем отце, брате, сыне...
На XIV Московском международном кинофестивале главного приза была удостоена лента режиссера Климова "Иди и смотри". Она по праву вызвала широкий общественный резонанс. Была отмечена ее правдивость, художественность, талантливая и самобытная режиссура, игра актеров. Но кое-кто на Западе отреагировал на фильм по-своему. Так, "радиоголоса" заявили, что фильм натуралистичен, искажает облик немецкого солдата. Что ж, я в этом вижу еще одну попытку обелить "доблестного" гитлеровского солдата, который вероломно напал на нашу землю. Это прием далеко не новый.
Я же считаю, что фильм моего коллеги стал весомым вкладом в сокровищницу советского кинематографа.
КОРР. А что вы скажете о реализации производственных тем в кинематографе?
ЛИОЗНОВА. Мне лично кажется, что ни в какой другой области человек не может проявить себя так полно, так многогранно, как в труде. Я сейчас вспоминаю картину, удостоенную большого приза на одном из прошлых московских международных фестивалей. Фильм японского режиссера Синдо назывался "Голый остров". В течение всей картины зритель, по существу, видит только одно: как семья возделывает кусочек каменистой почвы на этом острове. И если подходить упрощенно, это самый что ни на есть производственный фильм. А если посмотреть профессионально, да и просто с человеческой точки зрения, то это блестящая работа, в которой самым внимательнейшим образом, с любовью режиссер рассматривает жизнь этой семьи, вынужденной трудиться ежечасно, ежеминутно, чтобы выжить.
А вспомните фильм "Премия" режиссера Микаэляна. Сюжет картины - борьба рабочих строительного треста с устаревшими методами хозяйствования. Казалось бы, что уж тут интересного? Но создателей картины интересовало не производство с абстрактно- технологических позиций, а нравственные критерии, духовные интересы связанных с этим производством людей. И вопросы эти поставлены так глубоко и точно, с таким знанием современного советского рабочего, что фильм имел большой успех. И не только у советского зрителя.
Конечно, я далека от того, чтобы говорить, будто все картины производственной тематики у нас на таком высоком уровне. Это уже вопрос таланта и мастерства режиссера, сценариста, актеров. И вопрос этот важен для кино вообще.
Но уж в чем советское кино нельзя обвинить - это в тематическом и жанровом однообразии. В советской кинематографии сегодня работают люди разных национальностей и традиций, разных творческих направлений. Сегодняшнее советское кино - это разный стиль, разный язык, и не случайно оно с каждым годом завоевывает сердца все большего числа зарубежных зрителей.
КОРР. Татьяна Михайловна, как вы думаете, чем отличается труд советского режиссера от западного?
ЛИОЗНОВА, Мне неоднократно приходилось слышать признания моих зарубежных коллег относительно того, как замыслы, идеи художника погибали из-за того, что они не находили продюсера для их реализации. Или, наоборот, режиссер вынужден браться за постановку какого-то фильма, идеи которого его не устраивают. О какой уж тут свободе может идти речь...
В нашей стране нет частных продюсеров. Из бюджетных средств, ассигнованных на культурные цели, определенная (причем, надо сказать, немалая) часть выделяется на кинематографию. Распоряжаются этими средствами сами киностудии. Когда художественный совет студии (а входят в него режиссеры, сценаристы, актеры, представители других творческих специальностей) принимает решение о съемках того или иного фильма, на него выделяются необходимые средства. Таким образом, в СССР отсутствует самое существенное препятствие для реализации художественного замысла - материальная зависимость от частного лица или компании, которые могут навязать художнику свои взгляды.
Не могу сказать, что в судьбе художника всегда бывает все гладко. Я, например, вообще слишком долго иду к своему замыслу, от картины к картине. Но всякий раз, когда я открываю интересующую меня, как режиссера, область человеческой жизни, идею, пронизывающую тот или иной материал, я нахожу коллег, которые бы разделили мой интерес, и студию, которая поможет осуществить задуманное. В данном случае я имею в виду художественный совет студии, который выделяет средства на съемку фильма. До сих пор ни один из моих замыслов, ни одна из моих идей не остались невоплощенными.
КОРР. Буржуазная печать часто пишет о том, что советские кинематографисты, вообще художники в социалистических странах не могут воплощать свои идеи, свои темы, а создают произведения, так сказать, на темы заданные или даже навязанные.
ЛИОЗНОВА. Что значит - навязать? Искусство не может складываться насильно. Это как в любви. А любовь не может быть навязана. Искусство может быть рождено только твоим собственным мировоззрением, твоим желанием раскрыть какую-то проблему, обратить на нее внимание других людей - твоих зрителей. Но, конечно, скажем, если бы у кого-то из режиссеров возникло желание создать фильм, прославляющий насилие, разжигающий в людях расовую ненависть, призывающий, скажем, к войне, ни одна советская киностудия денег на него не даст. Такие антигуманистические идеи в советском искусстве неприемлемы. Потому, что они неприемлемы и в жизни социалистического общества.
В сегодняшнем социалистическом кинематографе работают прекрасные художники - не только талантливые, но и исключительно смелые, решающие в своих фильмах важнейшие вопросы политического, нравственного, социального плана. Но такие художники никогда не ратуют за безыдейность, за свободу от своего общества. А вот как раз за разговорами о полной свободе искусства от всего и всех стоит, как правило, вполне определенная зависимость - от кассового сбора, от продюсера; дающего деньги только при условии получения возможно большей прибыли. Вот от этой тяжелой, унизительной для каждого подлинного художника зависимости советское искусство, советский кинематограф освобожден.
* * *
Граждане СССР имеют право на пользование достижениями культуры.
Конституция СССР, ст. 46.
* * *
* В издательстве "Правда" тиражом в 500 тыс. экземпляров вышла в свет антология американского фольклора "Народ, да!". "В тот день, когда в США выйдет сборник фольклора народов Советского Союза, пусть тиражом в 5 тыс., мы готовы сказать, что квиты", - заявил, выступая по американскому телевидению, советский литератор Т. Голенпольский, хорошо знакомый с изданием советских произведений в США.
* * *
В конституции США и "Билле о правах" даже не упоминается о праве граждан на свободный доступ к достижениям культуры.
* * *
* "Найти продюсеров, которые позволяют мне снимать те фильмы, какие я хотел и испытывал потребность создавать, всегда было проблемой для меня", - сказал выдающийся итальянский кинорежиссер Микельанджело Антониони в интервью французскому журналу "Экспресс".
* Плата за обучение в колледжах и университетах США увеличилась за последние 20 лет в 3,5 раза. Сейчас, по данным Национального института образования, чтобы окончить университет, необходимо потратить от 50 до 100 тыс. долл. Согласно исследованию, проведенному фондом Карнеги, сотни тысяч американских студентов не в состоянии выплачивать взносы за свое образование и вынуждены бросать вуз.
* В результате использования "детекторов лжи" на предприятиях США сотни тысяч работников лишаются места и получают ярлык "лжеца", сообщает еженедельник "АФЛ - СИО ньюс".
Вопросы, задаваемые в ходе проверки на детекторах, затрагивают такие области, как интимная жизнь и политические убеждения рабочих и служащих.
"Детекторы лжи" сегодня активно используются 24 федеральными ведомствами США. Среди них и министерство обороны. Интенсивная проверка благонадежности сотрудников Пентагона идет уже полтора года, и пройти ее обязаны примерно 128 тыс. человек.
* Американские тюрьмы переполнены, а это ведет к насилию и бунтам, которые стали настоящей национальной эпидемией, - сообщает телекомпания Эй-би-си. - Только в прошлом году 21 тыс. преступников были выпущены на свободу еще до того, как они отбыли срок наказания".
Острая нехватка места в федеральных и местных исправительных заведениях способствовала появлению частных тюрем (их сейчас 25, а в 1987 г. будет 50).