Сначала небольшой тест. Скажите, чему может быть посвящен специальный выпуск журнала, если только на одном из разворотов можно насчитать 12 фотографий жизнерадостных, довольно легко одетых красоток? К тому же фото снабжены фривольными надписями. Ни за что не догадаетесь.
Речь идет о специальном выпуске американского журнала "Лайф" (1985, N 6) посвященном... 40-летию победы во второй мировой войне. Впрочем, это не совсем точно. Журнал вообще-то избегает слова "победа". Для него оно как бы не очень важно. Просто ровно 40 лет назад окончилась война. Она была длинной и трудной, с большим количеством жертв и разрушений - без этого ведь войн и не бывает. В ней, если исходить из контекста публикации журнала, не было захватчиков и освободителей, а только противники, соревновавшиеся в военном искусстве. И естественно, были ("на войне как на войне", говорят французы) успехи и неудачи полководцев, юмор и героизм солдат. Чем не повод заглянуть в архив и вытащить фотографии тех лет.
Девицы, о которых говорилось выше, тоже из этого архива. Далеко не все они кинодивы, а так, смазливые мордашки, согласившиеся за небольшую мзду "вдохновлять" солдат. Кстати, такие фото, с поправкой на нынешние нравы и вкусы, и сегодня в Америке в ходу. Их называют "пин-апс", то есть то, что можно пришпилить к любой стенке. Характерны надписи на них. Вот одна из тех, что помещена на развороте "Лайфа": "Дорис, с ней хорошо в ночном бою..." Похоже, журнал верит, что такие "настенные девочки" были и остаются самой существенной частью патриотического воспитания, важным фактором поднятия боевого духа войск.
Согласитесь, какой-то слишком облегченный, легковесный подход к истории, к войне, самой трагической за все существование человечества, принесшей неисчислимые страдания народам. Но может быть, мы чего-то не понимаем или просто не владеем тайнами американского юмора, американской жизнерадостности? Заглянем на другие страницы этого номера журнала, посмотрим, как видит события 40-летней давности объектив "Лайфа". (Как известно, специфика этого журнала в том, что обо всем он рассказывает в основном через фотографии с небольшими подписями.)
"АМЕРИКА В ВОЙНЕ". Надо ли удивляться, что этот раздел самый большой и красочный? Что центральным героем войны выступают США? А путь их "опустошительного марша" (выражение "Лайфа") исчисляется от Пёрл-Харбора, американской базы на Гавайях, неожиданно атакованной японской авиацией, в результате чего были выведены из строя основные силы Тихоокеанского флота США, до якобы сокрушившей японский милитаризм атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки.
Первый большой разворот занимает фотография нескольких американских морских пехотинцев, возлагающих венки к могилам своих товарищей в Пёрл-Харборе. А уже на следующем развороте - возмездие; крупный план обуглившегося скелета японского танкиста, попавшего под ответный удар морской пехоты США на Соломоновых островах. Затем следует фотография английского фельдмаршала Б. Монтгомери и американского генерала Д. Эйзенхауэра, "объединивших усилия в борьбе против Гитлера". Рядом - Арденны, декабрь 1944 г., пленные гитлеровцы несут хоронить убитого американского солдата (их там погибло 77 тыс., но не им, а тем, кто их убил, отдал почести президент Рейган, посетив этим летом военное кладбище в Битбурге).
Потом опять весь разворот - Эльба. Американские войска в поле под шквальным обстрелом противника и малюсенькое, меньше паспортного, фото, запечатлевшее встречу с советскими войсками на Эльбе. Ну а дальше - сожженный дотла 9 августа 1945 г. второй американской атомной "малюткой" Нагасаки. Подпись спокойно констатирует, что одна бомба убила 35 тыс. японцев (на самом деле погибло 75 тыс. человек), и это, мол, "сделало ненужным вторжение", спасло тысячи жизней американцев, заставив Японию капитулировать.
Сомнительная версия, убедительно опровергнутая, в частности, в недавнем документальном телефильме "Стратегия Победы" (см. также "АиФ", 1985, N34).
"БОЕВЫЕ СЛОВА". На нескольких страницах, как говорят журналисты, - мелочевка. Слова и идиомы, употреблявшиеся и появившиеся в военное время, например "день "Д", то есть время начала военной операции. Значки, символы, машины, моды тех лет, которые, конечно же, демонстрируются разбитными девицами вроде "пин-апс".
И тут же реклама современного канцелярского оборудования. А рядом фотография смеющихся Гитлера и Геринга, снабженная такой подписью: "Посмотрите на них - веселятся, играют и гладят детей, а в то же время планируют массовое убийство". Вроде бы осудили убийц и злодеев, а на самом деле и привлекли внимание к помещенной следом рекламе альбомов, книг и видеокассет о жизни руководителей "третьего рейха": "Германское верховное командование" - только 4 долл. 95 центов!" Такой далеко не безобидной духовной макулатуры выпускается и продается на Западе великое множество.
"ВСЕ ГЕРОИ". Этот раздел особенно примечателен. Чувство меры, как нам кажется, окончательно изменяет авторам публикации. Игра в объективизм, которую так любят в западной прессе, завела их слишком далеко. Даже дальше, чем Р. Рейгана его стремление "не бередить раны хозяев" во время его визита в ФРГ, "избавить немцев от чувства вины" за прошлое. "Лайф" если и "ворошит прошлое", то не для того, чтобы извлечь из него уроки, а лишь для того, чтобы уравнять друзей и врагов, свести войну - чудовищное бедствие, в которое вверг человечество гитлеровский фашизм, - к своего рода рыцарскому турниру, на котором противники соперничают в проявлении благородства и воинских доблестей.
И потому среди полутора десятков героев, которых "Лайф" отыскал в своем архиве, три американца - бригадный генерал Дж. Фосс, генерал ВВС Д. Дулитл и майор морской пехоты Бойнгтон, английский летчик Д. Бейдер, югославский партизан К. Надь, французская разведчица Фуркад, участница бельгийского Сопротивления А. де Жуф, русская санитарка Екатерина Михайлова-Демина, спасшая жизнь сотням раненых, а также (притом не в последнюю очередь, а в начале этого списка)... "великий немецкий генерал- фельдмаршал" Э. Роммель, который "произвел впечатление" даже на У. Черчилля, гитлеровский ас Э. Хартман, немецкая летчица-испытатель Х. Рейтш, итальянский моряк Л. Дюран, исхитрившийся потопить торпедой английский линкор прямо у причала александрийского порта, японский пилот С. Сакаи, сбивший 64 самолета противника и вполне "принявший" атомную бомбардировку Хиросимы...
Вот такая подборка "всех героев" вперемежку с рекламами автомобилей, щеток для бритья да еще фашистских реликвий, символики и "мемуаров".
"РУССКИЙ ФРОНТ". Как видите, "Лайф" не забыл и про нашу страну. Здесь фотографии наших дней - "возвращение на места великих битв войны". Сталинград - "первое настоящее поражение германских войск" (на фотомонтаже - немецкая каска на фоне города); Минск- два бывших партизана Федор Мамышев и Илья Федоров выглядывают из своей бывшей землянки в лесу: "Мы были дома, а немцы - нет"; Черкассы - снежное поле, которое "когда-то было сплошь усеяно трупами -250 тыс. русских окружили и разгромили 55 тыс. немцев" (такая информация похожа на сочувствие к пришельцам, разгромленным впятеро превосходящими силами русских); Ленинград - Пискаревское мемориальное кладбище, 900 дней блокады; ветераны Брест-Литовска. И тут же большая красивая реклама пива: "Американское качество".
Затем раздел "СУВЕНИРЫ" - солдатские ложки и котелки, монеты, жетоны, письма, в том числе и солдат гитлеровского вермахта. И опять реклама. На этот раз виски и табака "Дух Америки".
И снова рассказ "с другой стороны" - о жизни, полной трудностей и лишений военного времени, команды фашистской подводной лодки. Рассказ завершается недавней фотографией - братание бывших врагов в американском штате Аризона.
Затем после пары реклам, на которых волоокие красавицы демонстрируют мужскую сорочку и джип-вездеход, наступает черед еще одного раздела - "СЛЕД ВОЙНЫ". Здесь помещено несколько действительно ярких и впечатляющих фотографий - английские дети, уцелевшие после бомбардировки Ковентри гитлеровской люфтваффе в ноябре 1940 г.; американка японского происхождения у разбомбленного жилища в Пёрл-Харборе; бельгийцы, меняющие место жительства с остатками скарба после налета; польская девочка над убитой матерью; двое минских партизан у виселицы перед казнью; женщины, освобожденные в марте 1945 г. из концлагеря Хагенау; платформа, на которой свалены груды убитых в Бухенвальде. И здесь же - реклама "шевроле".
"СНОВА ДОМА". Милые, наивные сценки возвращения домой американских солдат, сценки, такие далекие по накалу чувств (или лучше сказать - по недостатку этого накала?) от известных нам... И вот здесь-то и появляются 12 "пин-апс" - солдатских спутниц, о которых мы упоминали вначале.
Специальный номер "Лайфа" венчают большое фото американского моряка, как в атаке, внезапным броском заключающего незнакомку в крепкие объятия прямо посреди Таймс- сквер в Нью-Йорке, и реклама, зовущая молодежь вступать в ряды национальной гвардии (той самой, которая участвовала в подавлении выступлений студентов и национальных меньшинств): "Америке нужны герои во все времена!" Очень к месту, не так ли?
Вот такую трактовку истории в ознаменование 40-летия Великой Победы увидели читатели одного из американских журналов.
Хотелось бы подчеркнуть, что журнал "Лайф" нами выбран не потому, что он более необъективно, чем другие средства массовой информации Запада, освещает историю. Скорее даже наоборот. Ведь многие издания вообще обошли вниманием 40-летие Победы, некоторые же освещали в исключительно тенденциозном тоне. Что, кроме горечи и разочарования, может принести такое освещение истории ветеранам второй мировой? А что из нее могут узнать и почерпнуть молодые люди? Как видно, стремясь держаться поближе к официальной политике, и "Лайф", что в переводе означает "жизнь", оказывается все дальше от жизни подлинной.