Примерное время чтения: 4 минуты
200

ПО ПРОСЬБЕ ЧИТАТЕЛЕЙ. От эксперимента - к практике

Карикатуры, изображающие "ученых" за вязанием, кроссвордами, бесконечными перекурами, довольно часто появляются в наших газетах и журналах.

Что же делается у нас для улучшения организации научной деятельности? Слышал о так называемой "карповской системе". В чем ее смысл?

С. Володин, Минск

КРИТИЧЕСКИЕ замечания в адрес отдельных научных работников нельзя, очевидно, принимать за оценку деятельности всей отечественной науки. Буквально каждый день в тех же газетах и журналах мы читаем о новых открытиях ученых, о новинках техники, о новых материалах, лекарствах, продуктах. В наши дни работа во всех областях народного хозяйства, быт, питание, здоровье, отдых - все связано с наукой, с огромным вкладом наших ученых в общее дело улучшения благосостояния народа. Сегодня более 80% получаемой в СССР продукции - результат фундаментальных научных исследований.

Что касается повышения эффективности научных изысканий, то проблема эта решается разными путями. Один из них - улучшение морального и материального стимулирования научных работников. В недавнем постановлении ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС "О совершенствовании оплаты труда научных работников, конструкторов и технологов промышленности" отмечался, например, положительный опыт введения новой системы оплаты труда, разработанной в физико-химическом институте им. Л. Я. Карпова. Вот что сказано об этом в статье Г. Флориановича и А. Козловой, опубликованной в журнале "Техника и наука".

Эксперимент по оплате труда в НИФХИ им. Л. Я. Карпова начался в 1968 г. Суть его заключается в том, что размер заработной платы научных сотрудников ставится в прямую зависимость от эффективности их творческого труда. С этого момента незыблемость оклада, определявшегося лишь должностью, ученой степенью, стажем работы, была поставлена под сомнение.

Каждой категории сотрудников устанавливается гарантированный минимум. Но он на 25 - 30% ниже прежней стабильной зарплаты.

Теперь сотрудник может рассчитывать на такую надбавку к зарплате, которая не только позволила бы получать прежнюю сумму, но могла и превысить ее. Но это - лишь за успешные исследования.

Однако как оценить работу каждого в большом коллективе? В институте создали аттестационные комиссии - секционные и центральную. В них вошли ведущие ученые, представители партийной и общественных организаций.

Раз в два года каждый сотрудник проходит аттестацию. Сначала его работу оценивает заведующий подразделением, а затем, с учетом его мнения, деятельность сотрудника скрупулезно рассматривают на секционной и центральной аттестационных комиссиях, принимая во внимание теоретический и экспериментальный уровень проведенных исследований, инициативность и степень творческой самостоятельности, научное и практическое значение полученных им результатов, участие во внедрении научных разработок.

Первая же аттестация принесла много неожиданностей: если большинство сотрудников сохранили свою прежнюю зарплату или получили повышение ее, то семьдесят одному человеку зарплата была снижена. И что поразительно, в их числе были и некоторые старшие научные сотрудники - кандидаты наук, которые, имея высокие оклады, как оказалось, успокоились, не проявляли инициативы, остановились в своем творческом росте.

С введением новой системы впервые появилась возможность по достоинству оценить труд тех, кто работает с полной отдачей. Особенно существенным это оказалось для молодых специалистов, не имеющих ученых степеней. Если раньше они могли рассчитывать на увеличение зарплаты лишь после защиты диссертации, то теперь появилась возможность значительно упрочить свое материальное положение добросовестной работой, получением конкретных научных результатов.

Ну а те, кто остался на пониженной зарплате, не пройдя аттестационное "сито"? Часть покинула институт, иные подтянулись.

С 1968 г. в институте прошло уже 9 аттестационных этапов. И теперь можно утверждать, что в итоге улучшился творческий климат в коллективе. А это, в свою очередь, привело к заметному повышению интенсивности и качества исследований.

Число сотрудников института за все эти годы почти не увеличилось, зато теперь выполняется гораздо больший объем работ: почти в 2,5 раза возросло количество завершенных или подготовленных для практической реализации разработок, в 4 раза увеличилось число изобретений.

И еще. Повысилась активность сотрудников при формировании тематического плана. Теперь они сами предлагают укрупненные темы исследований.

Введенная в институте система предусматривает премирование коллективов подразделений за конкретные достижения в научной работе, а внутри подразделений - отдельных сотрудников в зависимости от их вклада в работу. Подведение итогов и премирование производятся в конце года.

Длительный эксперимент полностью оправдал себя. Апробированное новшество, известное под названием "карповская система", используется во многих институтах страны.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно