Подчас кажется, что современному художнику важно как можно громче прокричать: "Вот какой я!" К счастью, исключения из этого "правила" случаются...
ТЯЖЁЛЫЕ кисти сирени. Кусты, покрытые пушистым снегом, а на ветках - словно яркие бусинки - снегири. Руки женщины, режущие блокадную пайку хлеба. Старуха, которая в мясорубке войны смогла сохранить самое дорогое - внука, икону да старенький самовар...
"Мы настроены на добро"
СОВРЕМЕННЫЙ мир с его сумасшедшим ритмом жизни затягивает нас, и мы проскакиваем мимо, не успевая заметить всё это. Но, к счастью, есть те, кто успевает не только заметить эту красоту, но и показать её нам. Эти люди - художники.
Конечно, художники тоже разные - банально, но факт. Одни препарируют туши животных, выкладывают затейливые композиции из старых газет и испорченных чайников и называют всё это искусством нового времени. Другие агрессии и разрушению предпочитают сохрание традиций. Тем более что у русской реалистической школы живописи традиции богатейшие. Работы именно таких художников представили на выставке "Братья Ткачёвы и их ученики" в галерее "Совком".
Братья Алексей и Сергей Ткачёвы - известнейшие пейзажисты второй половины ХХ века. Более 30 лет они возглавляли Творческую мастерскую живописи Российской академии художеств. Среди их учеников - и маститые академики, и совсем ещё молодые художники, которые тем не менее очень остро чувствуют мир. Для которых важно не столько прокричать: "Смотрите, какой я!", а донести через свои полотна красоту, сложность, трагизм окружающего.
- Те вещи, которые делают некоторые художники на современных бьеннале, для нас недопустимы, - говорит один из участников выставки Дмитрий Шмарин. - Часто это не акт творчества, а оскорбление человеческого образа. Нечто РАЗРУШИТЕЛЬНОЕ. Мы же продолжаем традиции классического, христианского искусства. Нам важно отобразить красоту, разлитую в воздухе.
- Художник должен решить, куда вести человека - к низменному или, наоборот, к свету. Наши работы настроены на добро, - поддерживает коллегу живописец Эльмира Петрова.
Миллионы за правду жизни
К РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ живописи порой относятся как к чему-то замшелому - а, вчерашний день! Рощицы, цветочки, яблоки в корзинке... Всё это уже было - у Сурикова, Репина, Саврасова. Да, было! И будет ещё - много-много веков, пока живо человечество. Ведь на престижнейших мировых аукционах миллионы долларов платят не только за кубистов или абстракционистов, но и за Айвазовского с Шишкиным, реалистов до мозга костей. Правда, молодым живописцам о высоких ценах на их картины пока можно лишь мечтать.
- Для того чтобы искусство в стране развивалось, необходимы такие подвижники, как Третьяков или Морозов, которые в своё время организовывали галереи, закупали работы у живописцев, - говорит художник Андрей Дроздов. - И слава богу, что сейчас появились такие люди, как Юрий Тюхтин, который старается найти меценатов или тех, кто купит серьёзные работы.
Юрий Тюхтин, владелец галереи "Совком", не только организовал выставку "Братья Ткачёвы и их ученики", но и провёл аукцион картин, вырученные средства от которого были перечислены авторам.
- Интерес к реалистическому искусству сейчас растёт, - говорит Юрий Тюхтин. - Поэтому мы старались собрать лучшее, что было создано за пять лет в академических мастерских Москвы. В ближайшее время мы хотим возобновить в Казани совместно с мэром Ильсуром Метшиным выставку "Большая Волга", которая проходила в поволжских городах больше 20 лет. В Казани прекрасный выставочный зал, где можно показать полторы-две тысячи работ современных художников.
И государственные музеи, и частные галереи отмечают: люди снова готовы часами стоять в очереди, чтобы посмотреть на перенесённое на полотно заснеженное поле или задиристых деревенских петухов. А это значит, что душа в нас по-прежнему жива.