Обозреватель "АиФ" инспектирует секретные военные объекты России
Из этих блиндажей белорусских партизан времён Великой Отечественной войны над Россией раскрыт один из противоракетных зонтиков.
ПРОТИВОРАКЕТНУЮ оборону страны держат 8 отдельных радиотехнических узлов (ОРТУ), пять из которых находятся в бывших советских республиках. На каждой боевой позиции несколько объектов радиолокационной станции (РЛС). Без них российская Система предупреждения о ракетном нападении (СПРН) глуха и слепа.
РЛС "Волга", построенная в берёзовом лесу, на месте бывшей базы белорусских партизан, выглядит загадочным монстром. Противоракетный радар - это одиннадцатиэтажный комплекс, куда вложены сотни тысяч тонн бетона и 20 млрд. руб.
- Баллистическим ракетам НАТО бесконтрольно "Волгу" не пройти, - рассказывает командир боевого расчёта передающего Центра подполковник Павел Лаврененко. - Мы полностью закрываем от непрошеных гостей воздушно-космическое пространство на северо-западном стратегическом направлении. Наша боевая задача - "прощупывание" своей зоны ответственности мощным СВЧ-излучением. Проще говоря, "стрельба" из электронных пушек-модулей по реальным космическим объектам. Получив отражённый сигнал, электроника никогда не спутает атакующую ракету с ложной целью. Вся информация о "подсвеченных" объектах, проходящих через радиолокационное поле "Волги", поступает в приёмный центр, расположенный по соседству. Там и определяются параметры космического объекта: если это ракета - то место её старта, траектория полёта и географическая точка падения. Хотите посмотреть наше оружие?
"Можно увидеть часы Абрамовича"
ПЕРЕОДЕВАЮСЬ в специальный, зелёного цвета комбинезон. Передо мною около тысячи 56-килограммовых модулей-"пушек", собранных в один прямоугольный пакет-антенну. К ним тянутся голубые трубы-змеи, в которых для охлаждения аппаратуры циркулирует обессоленная вода. Модули "бьют" в космос невидимыми снарядами на высоту более чем 6000 километров. РЛС "Волга" может обнаружить и низколетящую цель, примерно на уровне 10-12-этажного дома. Хотя баллистические ракеты на такой высоте не летают.
- И даже если объект будет размером с футбольный мяч, - включается в разговор представитель "оборонки" Геннадий Фурсов. - Представляете: играет "Челси" в Лондоне, а мы видим траекторию движения мяча. При одном, конечно, условии: если мяч будет сделан из металла, способного отражать СВЧ-излучения. А если постараться, то можно рассмотреть и время на часах Абрамовича, сидящего на трибуне среди английских болельщиков.
Американцы хвастают, что могут накрыть одним ударом не только "Волгу", но всю СПРН России. Напрасно - Космические войска "на дурачка" не возьмёшь. Даже если "Волгу" будут давить электронными помехами. А это уже считается признаком нападения.
Подлётное время ракет противника до "Волги" и воздушных границ России - 7-19 минут. По космическим меркам - очень много. В связке с наземными РЛС работают военные сейсмические станции, другие системы космической разведки. И весь набор информации о предстоящем ударе, обработанный в приёмном центре, идёт в Москву считаные секунды. В том числе и в "ядерный чемоданчик" Президента РФ. Главнокомандующему достаточно 5 минут, чтобы принять решение, вплоть до стартовых приказов в штабы нашей ядерной триады (РВСН, ВВС, ВМФ). Можно успеть не только нанести ответный удар, но и сбить ракету противника в воздухе.
Позади - Москва!
КОМАНДНЫЙ пункт приёмного центра - большой зал, напоминающий бизнес-офис. Передо мною - громадный экран. На нём, словно в домашнем кинотеатре, отражается обстановка на пространстве, ограниченном двумя яркими зелёными линиями: от севера Африки до Гренландии. Внутри сектора - все европейские страны, Великобритания и Атлантический океан.
- Каждый объект, попадающий в зону нашей видимости, имеет номер и все характеристики, которые занесены в специальный Каталог центра контроля космического пространства, - рассказывает начальник штаба РЛС "Волга" полковник Александр Маслов. - Каталог доступен только двум державам: России и США. В нём все спутники и космические станции (9000 названий), запущенные в России, Израиле, Китае и т. д.
Каждый спутник, пролетающий над "Волгой", мы проверяем на "легальность", сверяясь с каталогом, чтобы не пропустить нарушителя. Хотя, в принципе, им может быть небесное тело - астероид, метеорит, если они, конечно, содержат металл. Как известно, "кусок камня" радиолокационные волны не обнаруживают.
- Что мы бережём в России как зеницу ока?
- Москву! - не задумываясь, отвечает полковник Маслов. - По договору о ПРО (1972 г.) СССР и США выбрали по одному особому ракетообороняемому району. Поэтому именно вокруг столицы развёрнуты мощные защитные комплексы.
- А в США - это Нью-Йорк или Вашингтон?
- Нет! Главный объект американской обороны - ракетная база на мысе Уоррен, где расположен опорный Центр управления всем ядерным щитом США. Там в шахтах стоят 150 ракет "Минитмен-3С". Это лучшее, что сейчас имеет Пентагон. Но они и в подмётки не годятся нашим "Воеводам" и "Тополям".
В N 15 "АиФ" (апрель 2006 г.) мы рассказывали о единственном в мире ракетно-пушечном танке Т-90, стоящем на вооружении Российской армии. В ближайших номерах читайте репортажи из дивизий, где несут службу ракетные комплексы "Воевода" (американцы называют его "Сатаной") и "Тополь-М" - главная военная гордость президента В. Путина.