Примерное время чтения: 8 минут
167

С. Степашин. Сколько Абрамович должен народу

В последний месяц страну потрясли громкие скандалы, связанные с коррупцией. Можно ли её победить? "АиФ" беседует с председателем Счётной палаты РФ Сергеем СТЕПАШИНЫМ.

- Сергей Вадимович, вы стали инициатором ареста нескольких сотрудников Счётной палаты. Не боитесь ударить по престижу собственного учреждения?

- Я действительно троих отстранил от работы. Это связано с материалами проверки Домодедовской таможни. Там был затронут вопрос о беспошлинном приобретении "Боингов" авиакомпанией "Трансаэро". Ко мне обратился руководитель этой компании, сказал, что некто вымогает деньги, взамен предлагая изменить формулировки в результатах проверки. Фигурировала сумма в полтора миллиона долларов, первой порцией должны были стать 300 тысяч. Я обратился в ФСБ. Что касается репутации... Мы калёным железом будем выжигать нечисть в своих рядах. Счётная палата должна быть вне подозрений.


Министры неплохо зарабатывают

- До назначения на пост руководителя Счётной палаты вы возглавляли Министерство внутренних дел. Известен ли вам секрет, как победить коррупцию? Может быть, поднять зарплату соответствующим службам?

- Зарплата - конечно, важная вещь. Но чего греха таить, члены правительства и так получают неплохо - более 3 тыс. долл. да плюс разные надбавки. А какая средняя зарплата? 40% граждан балансируют у черты бедности.

Я считаю, что нужно вводить ограничения для госчиновников: запретить заниматься коммерческой деятельностью и т. д. По новому закону банки обязаны по запросу службы финансового мониторинга предоставлять информацию о счетах высших чиновников и их близких. Подобные меры существуют во многих странах. Скажем, там есть положение: если кто-то из аудиторов или контролёров проверял ту или иную структуру, он не имеет права после увольнения идти туда работать. А у нас один из бывших аудиторов Счётной палаты долго проверял одну частную компанию, называл себя борцом с коррупцией, потом уволился и теперь там сидит.

Хотя, если говорить об МВД, я считаю, после того как люди стали получать более-менее нормальную зарплату, ситуация там заметно изменилась к лучшему. Если государство в состоянии содержать в человеческих условиях не 1,5 млн. сотрудников внутренних дел, а 300 тысяч, давайте содержать 300 тысяч! И ещё, я убеждён - сотрудникам МВД не надо вмешиваться туда, где профессионально работать им сложно: болтаться у ларьков, лезть в кассовый аппарат, в те сферы, где работают налоговики или Счётная палата. Надо чётко разграничить функции.

- В России огромное количество контролирующих и проверяющих органов. Они сталкиваются друг с другом, подчас дублируют, а коррупция не умирает.

- Действительно, мы часто ходим друг за другом, иногда работаем одновременно. Некоторые компании даже выделили помещения и деньги для "работы" с контролёрами. Я много раз предлагал создать единую систему финансового контроля. В проверках не должно быть конкуренции, тогда коррупционерам сложнее будет найти лазейку. Но Минфин сказал, что у них и так всё хорошо. Мы будем наводить порядок, в том числе и в самой Счётной палате. А то иногда наши инспекторы проверяют какую-нибудь больницу или банк по десять раз, хотя по закону Счётная палата вообще не должна работать с частными предприятиями. Но мне мои же сотрудники пытаются объяснить: "Там когда-то бюджетная копейка прошла". С этим надо беспощадно бороться.

- В стране неоднократно пытались сократить количество бюрократов, но их с каждым годом становится всё больше и больше.

- Сама идея административной реформы была замечательной. Но в результате количество чиновников увеличилось, продолжительность бюрократической переписки увеличилась, время прохождения документов по инстанциям резко увеличилось. Благодаря реформе местного самоуправления чиновников на местах станет больше на 35 тысяч человек. Кто должен их контролировать? Многие законы, а особенно подзаконные акты, позволяют им вести себя так, как они захотят.


Чёрные дыры

- В нашей экономике существуют "чёрные дыры", куда уходят государственные деньги. В 1998 году разразился большой скандал с кредитом МВФ, который пропал неизвестно куда. Удалось что-нибудь найти?

- Деньги МВФ никуда не пропали, просто они были плохо использованы. Некоторые крупные банки - "Империал", "СБС-Агро" - взяли их, но с проблемами не справились. Юридически этот вопрос закрыт, и Смоленский теперь спокойно пишет книжки в Австрии. Что касается "чёрных дыр", то самые большие мы прикрыли в декабре 2004 года. Так называемые внутренние офшоры - Чукотка, Байконур, Калмыкия, Мордовия и ещё ряд территорий, где крупные нефтяные компании освобождались от налогов, взамен обязуясь стимулировать регионы. За несколько лет мы потеряли почти 100 млрд. долларов. Роман Аркадьевич ежегодно недоплачивал в казну 14 млрд. рублей, часть из них давал Чукотке, другую клал себе в карман.

- В этом году в нашей стране появилось четыре национальных проекта. Это большие деньги. На них не успели наложить лапу коррупционеры?

- Депутаты разных уровней предпринимают массу усилий, чтобы "протолкнуть" те или иные объекты или программы в число "приоритетных". Когда это делается, чтобы отчитаться перед избирателями, - это полбеды. Хуже, если кто-то пытается получить личную выгоду. Мы проверяли одну из программ, связанных с развитием села, так почти половина объектов в неё была включена усилиями депутатов.

Мы начали проверки в нескольких регионах, и выяснилось, что средства на национальные проекты в большинстве случаев пока не выделялись. Оценить эффект можно будет по итогам года. Кстати, мы собираемся проверить, что дают национальные проекты не только, скажем, врачам или учителям, но и тем, кого они лечат и учат, - на всякий случай.

Больше всего вопросов пока вызывает жилищный проект. Там заложена стоимость квадратного метра - 108,5 доллара. Спрашивается: где вы видели такие цены? За такие деньги можно купить только курятник! Естественно, у меня возникает вопрос: как мы сможем эту программу реализовать? И вообще, скажу вам откровенно - нацпроект по жилью существует пока только на бумаге. В то же время бешеными темпами возводятся строительные "пирамиды", жертвами которых оказываются тысячи людей. Мы готовим предложения по ужесточению контроля в этом секторе, в том числе в части выдачи лицензий.

Что касается медицины, есть информация (в частности, от руководителя Торгово-промышленной палаты Е. Примакова), что, закупая на бюджетные деньги оборудование, чиновники зачастую отдают приоритет импортному, хотя существуют прекрасные отечественные аналоги. Будем со всем этим разбираться.


40 миллиардов за месяц

- По вашим ощущениям: сейчас стали больше воровать или меньше?

- Конечно меньше! Лет десять назад процветало откровенное казнокрадство. Деньги просто брали и тратили, как хотели. Сегодня такие случаи ещё есть, например в Чечне. Но массовое расхищение средств нам удалось остановить. А теперь есть другая проблема - эффективность потраченных государством денег. Что они дают стране? Сплошь да рядом бывает, что деньги дошли, контора их потратила, а толку нет. Вот, например, в прошлом году Минобороны за один месяц "освоило" 40 млрд. руб. - можно себе представить, каков был "эффект"!..

Теперь мы собираемся проверять не только, дошли ли деньги туда, куда положено, но и что они конкретно дали, каков коэффициент полезного действия. Планируется, что впредь наказываться будет не организация, а конкретный чиновник, который поставил свою подпись под документом. Он может быть оштрафован, уволен с работы. Деньги не туда ушли - плати пожизненно из собственного кармана. За нецелевое расходование средств можно запросто угодить на нары - ужесточена статья 285.1 УК, в том числе и по нашему настоянию. Судя по всему, такая перспектива чиновников отрезвляет.

- Но ведь на место проворовавшегося чинуши придут другие. И где гарантия, что они не станут делать то же самое?

- Надо пресекать само возникновение такой возможности. Под борьбой с коррупцией мы понимаем не только поиск денег, но и серьёзную экспертизу законодательства. Как было в 90-х годах? Законы писали те, кто их потом и использовал. Отсюда и появлялись прорехи. Мы не имеем права повторять те ошибки. Я предложил узаконить практику, когда на принимаемый законопроект необходимо не только заключение правительства, но и заключение Счётной палаты. Поэтому в ближайшее время будем внимательно изучать Лесной и Земельный кодексы, а также документы, связанные с предстоящей реформой железнодорожного транспорта.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно