Немецкая наука вышла из кризиса через 61 год после окончания войны. А сколько лет понадобится нам?
МЫ ВСЕГДА гордились своими учёными. Но в последние годы никакого научного прогресса в России, увы, не наблюдается. И те идеи реформирования Академии наук, которые сегодня обсуждаются, вряд ли изменят ситуацию. По новой концепции, большинство научных учреждений страны лишится госфинансирования, академиков объединят в клуб учёных, различным НИИ найдут новых хозяев. Президент России вот уже несколько лет призывает строить новую экономику, переходить на инновационные рельсы. Но академик Сергей КАПИЦА считает, что мы к этому ещё не готовы.
- СЕРГЕЙ Петрович, почему такое развитие пока невозможно?
- Сегодня научно-технический прогресс столь стремительный, что мы не успеваем перестраивать своё сознание под изменившиеся обстоятельства. К тому же инновационное развитие без серьёзных заделов в науке, экономике, образовании невозможно. Атомная бомба в Америке создавалась усилиями всей мировой науки. А мы решали эту проблему одни. Но благодаря нашим физикам у нас оказался уникальный задел в этой области. И наша водородная бомба появилась раньше и была лучше, чем у американцев. Мы до сих пор живём на проценты с этого проекта. Но мы разрушили то, что создавалось в течение десятилетий советской власти. И теперь непонятно, сколько времени пройдёт, прежде чем мы сможем восстановить тот потенциал. Ломать - не строить, как говорится.
Нобелевская не светит
- НЕУЖЕЛИ никогда не построим?
- У нас есть пример гитлеровской Германии, которая уничтожила многое в своей науке подобно тому, как разделались с наукой у нас. Но после войны немцы вложили колоссальные деньги в научную сферу. И только сейчас, через 61 год после нашей победы, немецкая наука вышла из кризиса. Сегодня у нас нет молодой профессуры. Когда Московский физико-технический институт стал передовым вузом страны, мне предложили заведовать там кафедрой физики. Тогда мне было 35 лет. А теперь где вы найдёте человека, который в молодом возрасте пойдёт завкафедрой на мизерную зарплату и невыгодное положение в обществе? А тогда считалось величайшей честью возглавлять кафедру, на которой работали ведущие профессора страны! Тогда на кафедру приглашали преподавателями молодых учёных, разница между студентами и преподавателями была 10 -12 лет. А сейчас профессорам по 60 лет, а студентам - по 20. Эти поколения говорят на разных языках. И новые кадры не появляются. Вот сейчас мой внук закончил факультет прикладной математики и кибернетики МГУ, быть может, лучший в этой области факультет в мире. Его пригласили в аспирантуру со стипендией 1500 рублей. Того же года выпускник химфака МГУ подал заявку в Колумбийский университет и получил аспирантскую стипендию - полторы тысячи долларов. Пока будет такое положение с поддержкой молодых учёных, говорить о развитии науки бессмысленно.
- Может, проблема в том, что ваш внук и его сверстники считают, что нужно работать за большие деньги, а не за идею?
- Деньги - это есть средство для жизни и работы, а не цель. Молодому физику, чтобы серьёзно заниматься наукой, нужно, грубо говоря, тысячу долларов в месяц на жизнь и сто тысяч рублей в год на приборы и оборудование. Но никто даже этого минимума платить не собирается. Поэтому наша наука стоит на месте, а многие вынуждены уезжать за границу. За последние 15 лет наши учёные не создали ничего такого, за что можно было бы в России рассчитывать на Нобелевскую премию. Ведь Алфёров и Гинзбург получили свои премии за работы, которые были сделаны в далёком прошлом.
- Многие говорят, что наше образование давно уже "не то", потому-то и нет серьёзных открытий.
- Пока наше образование остаётся на прежнем уровне. Два года назад я посетил штаб-квартиру "Майкрософт" и встретился со всей её верхушкой. Три четверти людей, занимающих высшие посты в этой корпорации, - русские, воспитанники наших университетов. Это говорит только о том, насколько высоко качество образования в нашей стране. Наши ребята из "Майкрософт" сказали мне, что без советской закваски умов они не могли бы достичь тех высот, которых достигли в "том мире". Но я боюсь, что российское образование с трудом переживёт те изменения, которые происходят сейчас. Талантливый человек, где бы он ни жил, в Москве или на Чукотке, должен иметь равные со всеми возможности для поступления в вуз. Самые известные наши учёные приезжали из глубокой провинции. А сейчас часто учатся те, у кого есть деньги. Но мозги даются от Бога, деньгами вы их не замените! Во всех странах есть развитая система: любой способный человек может получить хорошую материальную поддержку для образования. Потому что в развитых странах давно поняли, что без образованного населения дальнейшего развития страны не будет. Ещё 135 лет назад после Франко-прусской войны, когда немцы победили французов, Бисмарк сказал: "Эту войну выиграл немецкий учитель".
Дураки не мы
- В РАЗВИТЫХ странах науке активно помогают люди бизнеса...
- ...И в России людям бизнеса надо расширять свой кругозор. Но у нас кто-то футбольные команды покупает, кто-то - имения на Ривьере. Сорос заработал миллиарды и порядка миллиарда отдал русской науке и культуре. А мы его "пинаем ногами". За что? За то, что он американец? Это показывает только скудоумие нашего мышления. Сорос, в отличие от многих наших олигархов, считает, что у крупного бизнеса есть долг по отношению к обществу. На Западе во все советы крупных университетов входят бизнесмены, которые принимают участие в жизни этих вузов. У нас же, насколько я знаю, только в МФТИ есть группа состоявшихся физтехов, которые по мере возможности помогают институту, несмотря на то что им всячески мешает наша налоговая система. Вот так, по крупицам, с помощью ума и средств можно поднимать нашу науку. Это как создавать семью или сажать лес, когда вы задумываетесь о будущем. Сегодня никто не сажает леса, да и семью мало кто создаёт. Вот у вас есть дети?
- Нет.
- А почему?
- Пока нет времени на их воспитание.
- Вот видите! В последние годы, не имея поддержки для исследований в физике, я занялся вопросом роста численности человечества, используя методы физики. У меня есть кривая развития человечества: с самого возникновения наша численность росла и к 2000 году дошла до 6 миллиардов. Сейчас же есть все основания полагать, что в течение очень короткого времени - около ста лет - население мира стабилизируется. В этом состоит демографическая революция. Демографический кризис в России в этом смысле не лучше и не хуже, чем в других развитых странах. В благополучной стране Европы Италии на женщину приходится 1,12 ребёнка. В России - 1,3. Но, чтобы развитие более или менее не останавливалось, надо, чтобы было больше 2,2. Это очень глубокий кризис человеческих ценностей. И наше общество, и общество развитых стран - белой Америки, Европы, Японии, Австралии, Канады, России - обречены на вымирание. Почему это происходит? Обычные экономические мотивы прямо не работают, потому что самые развитые страны оказались несостоятельными в своей главной функции - в росте населения.
- Президент пообещал выдавать "премию" женщине, родившей второго ребёнка. Но ведь очевидно, что 250 тысяч рублей вряд ли изменят систему ценностей и приведут к демографическому взрыву.
- Наш президент прав, призвав доплачивать семьям за второго ребёнка и тем самым как-то уменьшить пропасть между бедным большинством и богатым меньшинством. Но дело не только в этом. В настоящее время нужно понять, почему произошла такая стремительная смена ценностей. Ведь система ценностей - это то, что делает человека человеком. Я считаю, что так называемая либеральная система ценностей - это симптом глубокого кризиса современной западной цивилизации. Самое большое число самоубийств происходит в Америке. В Америке, как и в России, мужчины жутко забитые. В Бостоне, в знаменитом Массачусетском технологическом институте, наш почтенный учёный, профессор математики, шёл по коридору. По этому же коридору шла лаборантка и несла принтер. Он открыл ей дверь. Его обвинили в сексуальном домогательстве, и ему пришлось покинуть институт. Насколько же сдвинутые мозги надо иметь, чтобы посчитать, что пожилой человек, открывший девушке дверь, её домогался! Что это за система ценностей, если люди начинают руководствоваться такими соображениями?! Что говорить, если на нашем телевидении я остался последним, кто говорит о науке и проблемах в обществе. Скажете: "Не востребовано". А почему раньше очень даже было востребовано? А потому что, если вы будете внушать людям, что они неполноценные, дураки и ничего, кроме богатства, им в жизни не нужно, в какой-то момент они в это поверят.