Интересный факт
Чаще всего (25%) авиакатастрофы происходят при приземлении самолёта.
"Всё! Съезжаем. Конец!"
Эти слова были последними, произнесёнными экипажем разбившегося самолёта. Они стали приговором для 170 человек.
ОНИ же стали приговором всей российской авиации. Наши авиакомпании любят жаловаться на трудности своего бизнеса. Сетуют на дорогое топливо, отсутствие инвестиций в технику и т. д. Между тем, по данным Росстата, в 2004 году авиакомпании втрое увеличили объём перевозок по сравнению с 2000 годом, подняв в небо 35 млн. человек.
По данным Росавиации, сегодня в России 1468 самолетов. Из них исправны только 990. В 2005 году лишь 7,91% пассажиров перевозили отечественные самолёты нового поколения и 28,71% - иностранные, не обязательно новые. Остальные проценты (63,4%) - это старые советские машины.
Это, однако, не мешает компаниям раскручивать свой бизнес и увеличивать доходы. Например, у "Аэрофлота" в прошлом году чистая прибыль составила почти 190 млн. долл. "Пулково" - не самый крупный перевозчик - тоже успевает зарабатывать. В 2004 году выручка компании составила 12,3 млрд. руб., из которых чистая прибыль - около 536 млн. Объёмы перевозок других компаний тоже идут в гору. Между тем за последние годы российские перевозчики закупили всего 14 самолётов.
Куда же идут деньги, которые мы с вами платим за полёты на рухляди? "Наши авиакомпании - жадные, - прямо говорит первый проректор Московского авиационного института Игорь ПРОХОРОВ. - Вместо того чтобы закупать новые самолеты в России, они покупают старые суда за границей". Впрочем, объективности ради надо сказать, что тот же Ту-154 - отличный лайнер, и 20 лет для него не возраст. А новые "тушки" уж точно самые лучшие.
Но, по словам И. Прохорова, новая модель самолета Ту-204 пользуется популярностью где угодно, только не в России. Этот, как называют его конструкторы, "универсальный солдат", может летать как на короткие магистрали, так и на длинные, более 9 тысяч километров без дозаправки. Судна купил Китай, на очереди Египет...
По прогнозу Росавиакосмоса, к 2010 году более половины российского авиапарка будет пригодно лишь для водружения на постаменты. Каждый последующий год на свалку нужно отправлять по 200 самолётов. Но летать мы всё же будем - куда деться? Только падать станем чаще. Но каждый раз виновным окажется "человеческий фактор".
Уже сегодня практически в любой авиакатастрофе всё валят на погибших пилотов. Иначе, говорят, авиакомпании не смогут полностью получить страховку за разбившееся судно - от $400 тыс. до $2,75 млн. Те же деньги влияют и на "человеческий фактор". Ходят слухи, что за перерасход топлива или вынужденные посадки пилотов штрафуют, поскольку компании в этих случаях теряют большие деньги. Именно эту причину всё чаще называют в последнем случае, когда пытаются понять, почему командир Ту-154 не обошёл грозу, сделав крюк в 100-150 км, или не вернулся в Анапу или на запасной аэродром, как это сделал экипаж турецкого лайнера, нарвавшегося на ту же самую грозу в украинском небе.
Но в результатах расследования об этом, скорее всего, не будет ни слова. Цены на билеты вырастут в очередной раз, нас лишат еды в целях экономии, будут задерживать рейсы на сутки, латая дыры в самолёте. Возможно, в очередной раз мы чудом долетим до цели. Но долго нам ещё испытывать судьбу?
"...Я же им иконки дала..."
ГОВОРЯТ, от судьбы не уйдёшь. Кому-то она избирательно подаёт свои знаки, предостерегает, но большинство не знает, что случится с ними завтра. Пассажиры рейса Анапа - Петербург не подозревали, что эта дорога домой для них всех окажется последней.
- ИВАН Корогодин - мой старинный приятель, - рассказывает о командире погибшего экипажа известный российский лётчик-испытатель Вадим Базыкин. - Последний раз виделись совсем недавно: я попал в ДТП, Иван пришёл ко мне в больницу. Ни о каких дурных предчувствиях он не говорил, ничего такого. Да и что такое предчувствия? У всех лётчиков время от времени бывает: то сон приснится нехороший, то вспомнится что-то, то вдруг неохота на работу идти. Но Иван, кстати, всегда с радостью шёл на работу.
Он не любил летать в августе. Ну, это у всех по-разному, я, например, в июле не люблю. Вообще лето - самый напряжённый сезон, усталость накапливается, постоянное желание отдохнуть. Но эта усталость на сам полёт никоим образом не распространяется. Угнетает то, что до и после полёта - подготовки, инспекции, общение с сотрудниками служб безопасности аэропортов.
На автобусной остановке на Невском плачущая женщина рассказывает своей знакомой: "Мы же с дочкой Олечкой должны были лететь в Анапу, взяли билеты туда и обратно, как раз на этот рейс попали бы. Да Олечка руку сломала, пришлось уговорить соседку, чтобы она со своей девочкой отдохнула, нашей путёвкой попользовалась, я и отдала ей билеты. Теперь ни соседки, ни дочки её нет на свете. Они за нас погибли. Мне бы радоваться, что живы остались, но так горько, так страшно, как представлю, что они чувствовали, падая... И мимо их окон проходить страшно, кажется, что они смотрят оттуда..."
- Андрюшино тело почти не пострадало, только ручки и ножки немного обгорели и голова разбита, так что нам, если можно так сказать, "повезло", - рассказывает бабушка второго пилота, 23-летнего Андрея Ходневича, Анна Кирилловна. - В Донецк летали родители и брат Андрюши, сразу же его опознали. Он летал-то всего два года, но командир его очень любил, хвалил. Мы хотели похоронить Андрюшу в деревне Лудони, около нашей дачи, но, видимо, весь экипаж похоронят вместе. Может, так действительно будет лучше - вместе летали, вместе и упокоятся...
22 августа, аэропорт "Пулково". Женщина средних лет, уткнувшись лицом в стену, раскачивается и плачет: "Детки мои хорошие, почему, почему, почему?.." Рядом стоит муж, скрестив руки на груди, смотрит в пол. Женщина бросается к нему: "Серёжа, они ведь выжили, ведь у них иконки с собой, я сама им дала, когда они полетели в Анапу. Не все же погибли, Серёжа! Они просто ушиблись!" Мужчина садится на корточки и закрывает лицо руками.
Говорят пилоты...
Аноним: Экономия топлива - вот одна из причин. Представляю, что если бы экипаж развернулся в аэропорт вылета, то получил бы нагоняй со стороны начальства и значительной части зарплаты лишился бы. Вся система работает на пределе, и повседневный "героизм" стал нормой.
Nav Aleks: Могу предположить, что решили обходить тучу где-нибудь сбоку-сверху. Высота предельная, а над "кучёвкой" оказалась сильная болтанка. Результат - сваливание прямо в эту "кучёвку". Пока летели вниз сквозь облако, мотылялись как попало - вполне вероятна потеря пространственной ориентировки. Вывалились из облака, увидели землю близко - резкий вывод, потеря скорости, переход в плоский штопор...
Vit: Аналогичная ситуация у меня была в воздухе в районе Семипалатинска. Выше 9600 мы тогда идти не рискнули. Скажу, что по локатору видны только участки с повышенной наэлектризованностью и не видны мощные восходящие и нисходящие потоки. Сам разряд молнии для ВС (воздушное судно. - Ред.) не очень опасен. Так, в семидесятых годах, летая на Ил-18, поймали грозовой разряд в районе Комсомольска-на-Амуре. Выгорел обтекатель локатора, и сгорел сам локатор. Других повреждений не получили.
И всё-таки...
ВОПРОС, летать ли самолётом или лучше не испытывать судьбу, задают себе тысячи пассажиров после каждой авиакатастрофы. Статистики в России на этот счёт нет, можно лишь исходить из следующих фактов: в 2005 г. в ДТП на дорогах погибли свыше 36 000 человек и 244 000 ранены; из 35 млн. российских пассажиров, летавших самолётами, погибли 29 человек.
Согласно мировой статистике, риск погибнуть в автомобильной аварии в 30 раз выше вероятности смертельного случая на железнодорожном транспорте. Вдвое выше, чем в поезде, риск погибнуть в авиакатастрофе. Эксперты подсчитали: чтобы попасть в авиационную катастрофу, нужно летать на самолётах каждый день в течение 13 лет. Но и тогда шансы погибнуть оцениваются как 1 к 10.
Такая разная цена жизни...
По 100 000 рублей из федерального бюджета получат родственники за каждого погибшего в катастрофе Ту-154 под Донецком. Ещё по 100 000 рублей выплатит авиакомпания "Пулково" и по 12 000 - страховая компания. Обязательства по выплатам взяли на себя и региональные власти - на погибших жителей Петербурга и области, так же как и на норильчан, будет выплачено по 100 000 рублей за каждого, администрация Анапы определила эту сумму в 250 000 рублей, а губернатор Краснодарского края обещал семьям разбившихся земляков по 500 тыс. руб.
Дополнительных выплат и компенсаций можно добиться только в судебном порядке, и взимаются они с виновных в катастрофе. Так, родственникам пассажиров, погибших по вине швейцарского диспетчера Sky Guid над Боденским озером, в досудебном порядке компания заплатила по $150 000, те, кто не согласился с этой суммой, будут через суд требовать гораздо больших выплат. Путём переговоров на государственном уровне Украина перечислила России почти 8 миллионов долларов компенсации семьям тех, кто летел на Ту-154 авиакомпании "Сибирь" из Тель-Авива в Новосибирск и был сбит украинской военной ракетой. И получилось по $100 000 за погибшего.
В странах Евросоюза сегодня минимальная сумма страховой ответственности авиаперевозчика перед пассажиром составляет примерно 300 000 евро. Российские страховщики уже предложили изменить Воздушный кодекс и увеличить сумму выплат в случае гибели пассажира со 100 тыс. до 10 млн. руб.
Выжить? Можно...
В 1986 г. Ту-134А авиакомпании "Аэрофлот" выполнял рейс Воркута - Москва. На борту было 76 пассажиров. Во время набора высоты на приборной доске загорелось табло "дым в багажнике". Пожар разросся, кабину пилотов заполнил дым. Командир принял решение идти на вынужденную посадку. После приземления самолёт разрушился, крыло с топливными баками осталось позади, а фюзеляж проехал вперёд, подминая деревья. Конечно, не обошлось без жертв. Погибли штурман и бортмеханик, тяжело пострадали пилоты, приняв лобовой удар, были жертвы среди пассажиров. Но большинство выжило.
КАЖДЫЙ год 24 августа Лариса Савицкая празднует второй день рождения. 25 лет назад она возвращалась с мужем из свадебного путешествия. На высоте более 5 тысяч метров в небе над Амурской областью самолёт Ан-24 столкнулся с военным бомбардировщиком. Погибли все, кроме 20-летней Ларисы. Позже учёные признали, что её спасла удачная траектория полёта кресла, в котором она сидела. Сотрясение мозга, повреждение позвоночника в пяти местах, перелом руки, ребра, ноги - со всем этим она смогла прожить в тайге три дня, где её нашли спасатели.
Лариса смогла вернуться к нормальной жизни, выйти замуж, родить ребёнка, работать. О ней узнал весь мир из Книги рекордов Гиннесса, где ей посвящены аж две записи - единственная выжившая в авиакатастрофе и получившая за это самую маленькую компенсацию - 75 рублей. Сейчас она живёт в Московской области и после каждой трагедии в небе долго не может прийти в себя: "Все катастрофы - мои, как будто часть меня до сих пор не приземлилась".
...зачем нагнетать панику?
После каждой катастрофы репортажи с места трагедии больше похожи на сериал. Страшно включать телевизор. Скорбь понятна, но зачем сеять панику?
ОТВЕЧАЕТ психолог Алина ЛОГИНОВА, ведущий специалист Московской службы психологической помощи населению:
- МОЖНО определённо сказать, что негативная информация, которая буквально обрушивается на людей после трагедий и катастроф, крайне негативно сказывается на их душевном здоровье. Каждый невольно примеряет ситуацию на себя - ставит себя на место погибших, пытается понять состояние их близких.
Таким образом ослабляется психологическая защита - то, что в психологии называется базовым доверием к миру, которое помогает человеку преодолевать жизненные перипетии. А это неизменно порождает панику, страх и тревогу. Такое состояние особенно опасно для пожилых людей, детей и подростков. Поэтому их лучше оградить от страшных репортажей.
В ПОСЛЕДНИЕ дни после множества телерепортажей из Сухой Балки невиданного размаха достигла аэрофобия (боязнь полётов).
...как её победить?
ВОЗНИК не просто массовый стресс, но и реальная опасность новых аварий в воздухе.
- Психическая "турбулентность", - считает кандидат физ.-мат. наук Валентин АВАНЕСЯН, - столь же опасна для самолёта, как турбулентность воздушная. Последняя может ввести в штопор машину, а негативные мыслеформы способны выбить из равновесия не только технику, но и экипаж.
Думаю, пришло то время, когда борьба со страхом и стрессами в воздухе становится основой авиабезопасности. Считаю, что пора готовить и включать в состав экипажей воздушных судов специальных психологов, даже, возможно, гипнологов, умеющих успокоить людей.
Более того, физиками уже созданы устройства, приводящие участок пространства, окружающего человека, в состояние гармонической упорядоченности. Одно из таких гармонизирующих устройств существует в виде краски. Достаточно нанести её на каждый авиабилет в виде отдельной полоски - и пассажиры будут защищены: как от самих себя, так и друг от друга. Их стрессовые вибрации перестанут угрожать психике пилотов и целостности техники.
У пассажиров проверят... мысли
ТЕРРОРИСТЫ из Лондона, когда несли в самолёт жидкую взрывчатку, знали, что на неё не среагирует ни один контрольный прибор. Если бы они летели через Самару, их бы вычислили в толпе пассажиров моментально...
...ПОВЕДЕНИЕ одного из стоящих в очереди к металлоискателю показалось странным: часто моргает, вертит головой, пугливо озирается. Ему предложили пройти специальное тестирование. На экране компьютера промелькнули различные образы. Причём с такой невероятной скоростью, что осознать их человек не успевает. А вот отреагировать - вполне. Пассажир выдал острые реакции на образы взрывчатки и обломков самолёта. Тогда сотрудники спецслужб предложили ему пройти детальную проверку одежды и багажа.
Так работает система "Mind Reader", уже сегодня установленная в аэропорту Самары. Пока идёт проверка эффективности системы, тестирование на ней добровольное. Если она себя оправдает, ею оснастят все аэропорты страны.
"Mind Reader" (буквально с английского - "считыватель мыслей", но для благозвучия я буду называть его "мыслечёт") создан учёными НИИ психотехнологий им. И. В. Смирнова.
Больше ста лет назад психиатры выявили закономерность: если картинка предъявлена на долю секунды, сознание не успевает воспринять образ, а подсознание успевает. Другую закономерность установил в 20-е годы прошлого века советский учёный А. Лурия: значимая для человека информация оказывает влияние на его двигательные реакции. К примеру, преступник, заколовший жертву отвёрткой, всегда при виде этого инструмента будет вздрагивать или как-то по-особому себя вести. На этом и основана работа мыслечёта. Испытуемому предъявляются ключевые образы или понятия, замеряется скорость его реакции на них, после чего компьютер обрабатывает статистику произведённых измерений.
Достоверность мыслечёта - 95%. Такой прибор будет незаменим в органах правопорядка для подтверждения искренности показаний подследственных, на фирмах при определении лояльности соискателей вакансий, в бытовых ситуациях.
- Как же всё-таки обмануть вашу хитроумную машину? - спросил корреспондент "АиФ" руководителя отдела внедрения Максима Коноблевского.
- Есть один способ, - лукаво подмигнув, ответил он. - Перед тестированием крепко напиться или обкуриться наркотиками, тогда вы смешаете системе все карты. Но обман получится не в вашу пользу.
Т. С о к р а т о в, Пермь
Смотрите также: