17 МАРТА в аэропорту Самары при заходе на посадку разбился самолёт авиакомпании "ЮТ-эйр", следовавший рейсом Сургут - Самара - Белгород. На борту находились 50 человек. 6 из них погибли.
МЫ ВСЁ чаще вынуждены становиться героями. Авиакатастрофы превращаются в банальные происшествия, о которых через пару дней никто не вспомнит.
Их становится всё больше. После каждой с высоких трибун обещают: лётчиков учить, топлива не жалеть, самолёты менять. Но когда это будет, когда?
"Никакой я не герой!"
СТЮАРДЕССА Таня Кушнир в первый раз улыбнулась, когда в дверях палаты появился её муж Юрий - он прилетел из Сургута так быстро, как смог.
После выписки их с мужем в аэропорт сопровождал Виталий Лысак - человек, которого Татьяна считает своим спасителем. Тот отправился в родной Белгород. Сам Виталий общается с журналистами неохотно:
- Ну, помог, - говорит, - выкарабкаться из-под обломков стюардессе, ещё кого-то из экипажа вытащил. Сам, кстати, легко отделался - синяки да ссадины.
А вот Ирине Таракановой придётся ещё полежать в травматологии. Но у неё главное болеутоляющее есть - сын Мишка двух с половиной лет целый-невредимый в соседнем детском корпусе залечивает не столько физические, сколько душевные травмы под присмотром любящей бабушки. Ирина сынишку из самолёта сама выбросила - откуда только силы взялись у такой хрупкой молодой женщины.
Самарский губернатор Константин Титов рассказал, как 16-летний Алексей Глазычев не растерялся, не ринулся спасаться, а начал искать среди обломков своего 4-летнего братишку. Подхватил на руки и только тогда покинул место аварии. В понедельник братья выписались из больницы и отправились домой - в Белгород. Но на самолёте лететь отказались - родственники приехали за ними на машине...
Спасибо ремням безопасности
ЖИТЕЛЬ Сургута Вадим Тетлов летел к сыну и жене, которые отдыхали у родных в Белгороде. "Я даже не сказал им ничего, взял билет и полетел, думал, обрадую...
После удара о землю мы все пытались звонить, но телефоны почему-то отказывались работать. Видел, как стюардесса упала в обморок, а пассажиры повисли на ремнях безопасности. Мы с бортпроводником и ещё двумя парнями стали искать нож, а потом разрезать ремни пассажиров. Как могли, помогали друг другу. Вышел капитан самолёта, я его спросил: "Вы что, туман не видели?" А он только сидел, обхватив голову руками. Он был в ещё большем шоке, чем мы. Минут через 20 приехали пожарные, а потом уже и "скорая", но их помощь, по сути, уже не понадобилась, мы сами себя спасли".
Сын Вадима, 5-летний Игорь, вспоминает о первом разговоре спасённого отца с мамой: "Папа говорил, что у него ноги уже синие и голова сильно болит, а мама держит телефон, а сама упала на колени и бьётся головой о стул".
"Туман я видела во сне"
АНДРЕЙ Старков, начальник бурового комплекса, возвращался с производственного задания. Мама пострадавшего, Лидия Старкова, рассказывает:
"В субботу утром ждали сына домой, собирались встречать. Самолёт должен был прибыть по расписанию в 9.45. Около 10 часов мне позвонила невестка Галина: "Мама, Андрей разбился!" Вообще он часто ездит в командировки на машине или на поезде. На этот раз летел из Сургута в Курумоч".
Состояние Андрея оценивается как тяжёлое: множество переломов, ушиб головного мозга. Он ещё не вышел из шока.
"Незадолго до случившегося я видела плохой сон - туман и девочка в окне будто манит сына. Завтра в церковь пойду, закажу за здравие".
На комментарии все службы скупятся. В больницах ссылаются на врачебную тайну, в прокуратуре - на тайну следствия. Спасателям тоже рекомендуют помалкивать. Хотя они-то в своих оценках единодушны:
"При такой аварии - чудо, что погибли шестеро, столько могло в лучшем случае в живых остаться. Молодцы пассажиры, не растерялись, помогли себе сами".
Аэропортовские службы утверждают, что подоспели вовремя - обшивка самолёта уже начинала гореть. Если бы возник пожар, жертв было бы гораздо больше.
А пожарные и спасатели из Самары приехали только через полчаса. Им осталось лишь убрать обломки самолёта и собрать вещи пассажиров.
Смертельный рекорд российской авиации
В ПРОШЛОМ году в автокатастрофах гражданских самолётов погибло в 3 раза больше людей, чем за предыдущие 3 года, вместе взятые. Основной причиной трагедий является человеческий фактор.
ЗА НЕДЕЛЮ до нынешней катастрофы Межгосударственный авиационный комитет (МАК) обнародовал ужасающие данные о состоянии НЕбезопасности полётов гражданской авиации в нашей стране. В прошлом году на территории России произошло 13 авиапроисшествий, из них - 10 катастроф, в которых погибло в общей сложности 318 человек (против 56 жертв в 2005 году).
Страховка дешевле жизни?
"В БОЛЬШИНСТВЕ случаев катастрофы случаются из-за неподготовленности лётного состава, - рассказал "АиФ" начальник учебного авиационного центра "РОСТО" Казимир Тиханович. - За последние 15 лет обучение снижено до крайне необязательного уровня. Минтранс не выделяет достаточно средств на этот процесс. А из авиакомпаний немногие могут себе позволить проводить тренировки на тренажёрах. Наверно, им пока дешевле платить страховку". "На всех аэродромах с международным статусом должно быть необходимое оборудование для посадки самолёта в сложных метеоусловиях, однако на большинстве российских аэродромов этот набор минимален, - утверждает действующий командир экипажа Ту-134, попросивший не называть его имени. - А вот медосмотр пилотов, вопреки распространённому мнению, проводится очень жёстко - как в течение года, так и за два часа перед вылетом".
Кто виноват в авиакатастрофах?
УСТАРЕВШАЯ техника, по мнению экспертов МАКа, лишь способствует росту авиакатастроф, но основной фактор - профнепригодность экипажей. Расследование катастрофы Ту-154 авиакомпании "Пулково" выявило недостатки в подготовке второго пилота-стажёра. Во многих других смертельных ошибках были виноваты авиакомпании, которые не позаботились о подготовке своего лётного состава к принятию молниеносных адекватных решений при обходе грозовых зон или при опасном сближении с землёй. А при расследовании происшествия с А-310 авиакомпании "Сибирь" выявился новый фактор, влияющий на безопасность полётов, на который раньше никто не обращал внимания: "особенность психосоматического функционирования личности пилотов". Попросту говоря - их психологическая совместимость друг с другом и самим фактом управления полётом. Дело в том, что принятое в 2001 году и действующее до сих пор "Руководство по профессиональному психологическому отбору в гражданской авиации" не доработано до конца. Это позволяет психологам авиакомпаний действовать по принципу "кто во что горазд" и становиться косвенными соучастниками авиапреступлений.
"АиФ" ЗАЩИТИЛ ПРАВА ЖЕРТВ АВИАКАТАСТРОФ
"ГДЕ деньги, господа?" - спрашивал "АиФ" после катастроф в Иркутске и под Донецком. По указу 1992 года родственники погибших получали всего 12 тысяч рублей, затем сумму страховых выплат увеличили до 100 тысяч. "Но ведь за границей в подобных случаях получают до миллиона и больше долларов. Не понимаю, чем мы хуже? Кто нам недоплачивает?" - спрашивал наш читатель в N 39 за прошлый год. Президент В. Путин на днях потребовал от авиакомпаний увеличить выплаты до 75 тысяч долларов (это примерно 2 млн. руб.) Родственники жертв авиакатастрофы под Самарой первыми в России получат именно такую сумму.