ТОЛЬКО в начале этой недели открылись школы, учреждения подмосковного Красногорска. После аварии на насосной станции стало очевидно: то, что спускается в унитаз, может всплыть на поверхность в любой точке страны.
КОРРЕСПОНДЕНТ "АиФ" отправился в другой подмосковный город - Подольск, чтобы посмотреть, как работает канализация...
КИРПИЧНОЕ одноэтажное здание стояло прямо посередине территории городской больницы.
- Что поделать - здесь находится одна из самых низких точек в нашем городе, - говорит Михаил Сёмин, директор муниципального предприятия "Водоканал".
Он объяснил, что продукты людской жизнедеятельности перемещаются из квартиры под землю и дальше под землёй по трубам самотёком. Поэтому канализационно-насосные станции - подобные той, что взорвалась в Красногорске, - располагают в самых низких точках города. Там насосы перекачивают отходы дальше, и они текут себе текут до очистных сооружений и дальше в реку.
Некоторые маленькие города не имеют собственных очистных и гонят всё это прямо до больших городов. Так что путь, который совершают наши фекалии, растягивается на многие километры.
Таких станций в Подольске пять. Та, на которую мы приехали, построена ещё в 60-е годы. Встречать нас выходит женщина - единственный работник. Нет, резкий запах не ударяет в нос. Здесь стоит мощная вентиляционная система. На первом этаже она работает всегда. В подвале, где насосы перекачивают органику, включается, если кому-то нужно спуститься. "Видите железобетонный резервуар, - показывает начальник производства водоотведения Валерий Климов. - Он, конечно, высокий, но, если насос сломается или электричество отключат, всё здание заполнится сточной жидкостью за 15 минут. У нас вот есть система дистанционного контроля и управления". А знаете, сколько станций функционирует так - на авось? Да и большинство диспетчеров работают по старинке: авария случилась - звонят по телефону. Пока дозвонишься, пока приедут аварийные службы...
Российская система канализации была разработана и построена в 60-70-х годах прошлого века. Тогда об автоматизированном производстве ещё не имели представления. Большинство коммунальных хозяйств не имеют его и по сей день.
Мы вышли на воздух. "А почему у вас на станции женщина работает?" - спрашиваю. "А кто ещё пойдёт? - говорит Михаил Сёмин. - Зарплата маленькая, работа непрестижная. Сюда только бабушки да женщины и устраиваются".
Если враги захотят перекрыть жизнь городу, им достаточно взорвать такой вот неприметный домик. Который, кстати, практически не охраняется. И тогда - чрезвычайное положение.
Хотя пора бы объявить его уже сейчас - дальше может стать поздно.
ПЕРВЫЙ шок от взрыва в Красногорске прошёл. Как после военных действий, подсчитываем потери. Трое погибших, семеро раненых, город без воды.
НО ЭТО ничто по сравнению с тем ужасом, которого удалось избежать. В этот раз. Ведь нечистоты могли попасть в Москву-реку. Последствия в таком случае не удалось бы устранить за неделю. И даже за месяц. Многомиллионная столица была на пороге того, чтобы остаться без воды. Что дальше? Массовые отравления, эпидемия дезинтерии... Сотни, тысячи жертв. Это не фантазии. Это официальные комментарии санэпидслужб.
Ну, в конце концов, зачем все эти страшилки? Семьям погибших работников водоканала власть выплатит по 150 тыс. руб. Санитарные врачи поставят свечку в церкви, ведь только они понимают, от чего нас - беспечных - спас Бог. Может, кого-то уволят. И все забудут о неприятном инциденте. Во всех смыслах - пронесло!
Всё прогнило
НО МЫ ещё вспомним об этом взрыве, обязательно вспомним! Когда канализацию прорвёт в следующий раз. А её прорвёт. Потому что то, что произошло, - не просто случай. Это закономерность, это наше российское будущее - наспех латать дыры и хоронить погибших в очередной аварии.
Состояние водоочистных сооружений в России катастрофическое. По данным экологов, треть сельского населения потребляет некачественную воду, каждый третий водопровод не оснащён очистными сооружениями. Только в трёх городах страны канализационная и водопроводная системы в удовлетворительном состоянии - в Москве, Петербурге и Омске. А в остальных (то есть практически по всей России) эти системы эксплуатируются более 40 лет. Без ремонта и обновления. Это не просто цифры. Это то, что должен знать каждый россиянин - в любой момент он может утонуть в фекалиях. Даже если у него в квартире сделан евроремонт и водружён золотой унитаз. Здесь мы все равны. И от золотого, и от дешёвого китайского тянутся одинаково гнилые, трухлявые трубы.
В России всё прогнило. Средний возраст оборудования в металлургии - 60 лет. Прибыльная отрасль, кормящая всю страну, - нефтяная - развалилась на 70%. Электросети - на 80%. Вся инфраструктура страны не ремонтировалась и не обновлялась ещё с советских времён.
Точка невозврата
САМОЛЁТЫ падают чаще, чем звёзды с неба. Обваливается шахта "Первомайская". Ушёл под землю целый участок дороги на Ленинградском шоссе в Москве. Не слишком ли много "случайностей" за последнее время?
Самое страшное, что "отреагировать" - на бюрократическом языке значит создать комиссию и выпустить несколько постановлений. Ну создали комиссию, а дальше? Через несколько дней после аварии на Ленинградском шоссе ушла под землю часть дороги в другом районе Москвы. Господа, страшно. Власть не способна, не в состоянии защитить своих граждан. Она только стреляет из пушки по воробьям.
"Правительство откладывает решение насущных проблем и медленно, но верно ведёт страну к точке невозврата, - считает академик Николай Петраков. - Надо срочно отремонтировать старые котельные, теплотрассы. Ещё немного - и даже при огромных деньгах невозможно будет исправить ситуацию".
Смотрите также: