"Уважение к себе, воспитание личности начинается не с покупки крема или мыла за 200 долларов, как нам вдалбливает ТВ, а с работы души", - считает знаменитый актёр Сергей ЮРСКИЙ.
АНАЛИЗИРУЯ уходящий год, я возвращаюсь мыслями на 50 лет назад, когда я впервые вышел на сцену - в переломный для всей страны 1956-й. ХХ съезд партии, формальный конец сталинизма, конец системы лагерей, освоение целины и многие другие знаковые события того года... Он стал серединой жизни Советского Союза - 34 года со дня основания и 34 оставалось до его конца. Спустя полвека мы вновь оказались на пороге глобального перелома, и хочется надеяться, что 2007-й станет революционным по очень многим вопросам.
Времена Чичиковых
- КРОМЕ глобальных есть ещё и моральные вопросы, по которым мы тоже зашли в тупик. Может быть, нам для начала нужно с самими собой, со своей агрессией разобраться?
- Проблемы и морали, и экологии, и прогресса взаимосвязаны. Казалось бы, XXI век - фантастические цифровые технологии, освоение космоса, Интернет, и при всём при этом в масштабах страны до сих пор существует стеснённость в еде, я уж не говорю о жилищном кризисе. Можно закрыть на это глаза и пойти дальше со словами: "Кто отстал, тот отстал...", но в определённый момент отставших может стать больше, баланс нарушится, и лодка, в которой мы все плывём, перевернётся.
- Вы как-то говорили, что самое страшное - это сдвиг шкалы ценностей в обществе. Находясь на сцене, вы эти изменения ощущаете?
- Безусловно. Например, Чичиков, который всегда воспринимался отрицательным персонажем, вдруг стал героем вполне понимаемым, уважаемым и положительным.
В течение многих веков в нашей христианской стране было принято даже на светском уровне обращаться с употреблением оборота: "Недостойный слуга Вашего величества..." Это не было самоуничижением. Это всего лишь отсутствие гордыни. А сейчас нам каждые пять минут вдалбливают с экрана, что мы достойны всего и вся: "Возьмите этот крем, ведь вы этого достойны!"
- Но разве плохо, что наконец стали культивировать понятие личности, воспитывать уважение к самому себе?
- Не с того конца это начали делать. Это ошибочный путь. Даже если крем или мыло стоит двести долларов, это слишком маленькая цена за то, чтобы иметь право называться личностью. Происходит замещение понятий.
Культура - это ограничение
- С МОМЕНТА вашего прихода в театр его функции сильно изменились. То, что сегодня режиссёры пытаются привлечь зрителя с помощью голых задниц, нецензурщины, ярких, но пошлых обёрток, - это допустимо? Почему вообще это происходит?
- Сегодня рынок поставил театр на место, как бы сказав этим: делайте так, чтобы зрителю было приятно и весело. Но театр в нашей стране слишком привык быть мессией и ни за что не желает отдавать бразды правления. Пытаясь удержать власть, он движется не вверх, а вниз - идёт на нарушение всевозможных табу.
Сегодня сняты практически все запреты, а без них мы теряем такое важное понятие, как культура. Культура - это самоограничение, она защищает общество от упадка, от ослабления души. Нарушение запретов в какой-то мере может позволить себе искусство, но тут важен вопрос меры, вкуса, таланта. Разумное и талантливое нарушение запретов - это мотор прогресса.
- Раз уж вы в эти дни подводите профессиональные итоги, вспомните свой первый выход на сцену...
- Это было как раз в канун Нового года. Мой первый спектакль. Пришёл за три часа до начала. И угораздило меня зайти в буфет. Вижу - сидит легендарный Виталий Полицеймако. Он подзывает меня и спрашивает: "Вы сегодня впервые на подмостках играете?" Я киваю. "А вы традицию-то первого выхода знаете? - говорит он. - Чтобы сцена вас приняла, надо полить её спиртным". Я лечу в магазин, покупаю две бутылки шампанского. Иду за кулисы, щедро поливаю сцену и успокаиваюсь. Тут надо заметить, что в БДТ было очень жёстко с алкоголем. Товстоногов категорически не переносил спиртного в стенах театра. И вдруг за полчаса до премьеры завсценой учуял за кулисами явный запах алкоголя. Он в панике бросился искать виновных. Обежал весь театр, но все трезвые. Полицеймако подозвал меня к себе и тихо спросил: "Полили? Ну, теперь отвечайте за это..." Можно сказать, что я отвечаю перед сценой до сих пор и надеюсь, 50-й театральный сезон не станет для меня последним.