"Если бы политики больше читали и чаще ходили в театр, они бы действовали и думали по-другому", - считает актёр Богдан СТУПКА.
КАК шутит сам Ступка, за три десятка лет своей карьеры он переиграл всех царей, вождей и генералов: Ричард III во Львовском театре им. М. Заньковецкой и король Лир в Украинском национальном академическом драматическом театре им. Ивана Франко, который Ступка возглавляет уже много лет, генерал в "Водителе для Веры", гетман Мазепа в "Молитве за гетмана Мазепу", Брежнев в "Зайце над бездной". А в феврале режиссёр Владимир Бортко приступает к съёмкам нового сериала по гоголевскому "Тарасу Бульбе", где Ступка сыграет, конечно же, Тараса.
Партия, которой 4000 лет
- БОГДАН Сильвестрович, ваш Тарас Бульба - он будет какой?
- Во-первых, не такой (надувает щёки). Мой Тарас пойдёт против обычных представлений и тех портретов, которые писали художники - тот же Репин. У Гоголя Тарас Бульба не просто казак. Это же полковник! Его дети учатся в бурсе. А в те времена Киевская бурса, к примеру, стояла почти на одном уровне с академиями. И чтобы туда отправить сына, нужно было иметь деньги. Или другой момент: чтобы незамеченным прийти на казнь Остапа, Тарас переодевается в костюм голландца. И его действительно никто не узнаёт в толпе. Значит, он был европейски образованный человек. Тарас приезжает на Запорожскую Сечь, там все гуляют, пьют. А он хочет воевать, а не сидеть дома, цепляясь за юбку жены. Он воин!
У Гоголя же было две редакции "Тараса Бульбы". И в первом варианте - его у нас недавно издали - совсем другой финал. Там Тараса не сжигают и темы антагонистического противостояния народов тоже нет. Какой вариант выберет Бортко, не знаю.
- "Придётся ли ко двору" сейчас этот сериал? Ведь отношения между народами - русскими, украинцами, поляками - запутались окончательно.
- Всё будет зависеть от того, какие акценты сделает режиссёр. Может, ещё больше запутает.
- Да хуже, по-моему, просто не может быть! Уже пора обратно двигаться.
- А почему обратно, в "коммунальную квартиру"? Мне в коммунальной квартире жить неинтересно - государства ли это касается или семьи. Может, пора, наоборот, двигаться вперёд? Да, тупик, в котором все мы оказались, ужасен. Я знаю рецепт, как из него выбраться, но не скажу! (Смеётся.)
- Почему? А вдруг власти предержащие к вам прислушаются?
- Да вы что! Знаете, у нас есть такой замечательный анекдот. Встречаются два кума. Один очень интересуется политикой и всё рассуждает, кто что сказал, кто как должен был поступить. Второй спрашивает: "Ты когда-нибудь видел, как комар писает?" - "Нет! Как же это увидишь?!" - "Так вот. Политика - это ещё тоньше!"
Когда меня стараются затянуть в какие-нибудь партии, я всегда отвечаю: "Я уже состою в партии - в партии Искусства". Какой-то политик меня однажды вполне серьёзно спросил: "А что? Уже и такую создали?" "Да, - отвечаю. - Четыре тысячи лет назад!"
Общаясь на языке искусства, всегда можно договориться. А политики... Они думают, что те интриги, которые они плетут, - это так сложно, так важно, так ново. Что именно они их придумали. Но почитайте "Эдип-царь" - все подобные козни уже были описаны тысячи лет назад! Если бы политики читали, они бы действовали и думали по-другому. Но они не ходят в театр... (Машет рукой.) Политика - это сплетни. А я не занимаюсь сплетнями - я занимаюсь искусством!
"Вцепился в одну - и живу"
- ТОГДА поговорим об искусстве. В новом фильме Киры Муратовой "Два в одном" вам досталась очень неожиданная роль.
- Я там сыграл полового гангстера (смеётся). В молодости мой герой был грозой женщин, но постарел, растерял всех своих подруг. Чтобы не встречать Новый год в одиночестве, он заставляет дочь найти ему женщину, которую случайно увидел из окна. И в конце концов влюбляется в неё.
- Любовь, особенно в зрелом возрасте, - это что: подарок, наказание?
- Наказание. От возраста это не зависит. Любовь - это лишь несколько минут счастья (если она взаимна) и постоянные страдания. Ревность, мысли о том, где она, с кем она, что она сейчас делает... Не такая уж это большая радость!
- Тогда зачем мы её всю жизнь ищем, мечтаем о ней?
- Не знаю! Наверное, потому, что без страданий человеку нельзя. Они необходимы. Иначе мы перестанем быть людьми.
Хотя мы с женой прожили вместе 40 лет. Другие меняют женщин как перчатки, а я вцепился в одну - и живу. Её мудрость позволила нам прожить так долго.
- Вы тяжёлый человек?
- Да. Особенно перед премьерой, перед съёмками, перед спектаклем. Но она умеет прощать. И я научился. Это тоже своеобразное наказание. Этот опыт необходимо пережить и научиться не отвечать обидчикам, когда на тебя лавиной наваливается желание мстить. Проходит время, и оказывается, что ты был прав. И друзья говорят: "Какой ты был мудрый!"
"Молодой был!"
- В ФИЛЬМЕ "Заяц над бездной" вы сыграли Брежнева. Можете ли вы объяснить, почему про этого человека, про эту эпоху опять так много говорят? Хотя лет десять назад брежневский застой ругали последними словами.
- Наш фильм - это, скорее, брежневская мечта: жениться на английской королеве. А почему нет? Он же видный мужчина был! Да ещё и руководитель одной шестой земного шарика! Английская королева вполне могла бы на него глаз положить.
Почему про него так часто вспоминают? Как в анекдоте. У одного ветерана, который и Ленина видел, и при Сталине пожил, и при Брежневе, спрашивают: "Тебе когда лучше жилось?" Он думал-думал и отвечает: "При Сталине!" Ему: "Как! Он же тиран!" А он в ответ: "Молодой был!"
Возможно, люди вспоминают те времена с нежностью, потому что тогда они были молодыми. Хотя у меня нет ностальгии - по той уравниловке, по той пустоте в магазинах. Одни предновогодние заказы чего стоили! Дадут тебе зарплату, в очереди стоишь (а труппа в театре была большая. Одних артистов - 150 человек) за этой гречкой и синей курицей. И приходишь с этой "синей птицей" домой к жене... Снова доставать всё из-под полы? Нет, мне приятнее заработать деньги - и купить.
А как тогда гонялись за журналами - "Новым миром", "Иностранкой", "Дружбой народов", "Всесвит", где время от времени печатали что-нибудь запрещённое. И было интересно это достать, прочитать и чтобы тебя ещё при этом не поймали. Теперь же всего этого наиздавали - море. Но никто не читает. Потому что лишь запретный плод оказывается сладок.
И театры тогда заменяли храмы, потому что церковь была запрещена. Но и сейчас, слава богу, люди вернулись в театр. Поначалу все как-то увлеклись митингами, площадными действиями. Честно скажу: я на площадь не ходил - не люблю быть в толпе. А в театре у меня каждый день тысяча зрителей собирается.
- Зачем они туда идут - за мыслью или за зрелищем?
- За духовностью. Конечно, спектакли ничего не решают - они не делают революций, не меняют жизнь людей. Но зрителя надо тормошить. Чтобы он думал немножко. Ведь театр должен идти на шаг впереди и заставлять тебя подниматься вслед за ним. А развлекать? Можно. Но не каждый день. Человек от сплошных развлечений тупеет.