Последние кадровые решения В. Путина вновь плеснули керосинчика в полемику о том, кто станет новым президентом. На старт выведены два человека: Дмитрий Медведев и Сергей Иванов. Кто из них окажется победителем?
ОЧЕВИДНО, что и у того и у другого найдутся сторонники. Одних привлечёт социальная ориентация Д. Медведева, других - возможность усилить военно-промышленную составляющую политики. Что касается позиции В. Путина, то он высказался достаточно ясно: важны не личности, а преемственность курса. Кто из возможных кандидатов больше отвечает народным ожиданиям? До выборов ещё больше года. Тем не менее уже сегодня по данным социологов мы можем составить набросок портрета будущего российского лидера.
Без "загогулин"
ОЧЕВИДНО, что (с учётом негативного опыта предыдущих президентств) россияне захотят обезопасить себя. Иными словами, новый президент не должен быть краснобаем и выпивохой. И конечно же, никакой "таинственной непредсказуемости", никаких "загогулин".
Очевидно, что с учётом популярности нынешнего президента люди захотят перенести в новый портрет какие-то путинские черты. Опросы Левада-центра свидетельствуют о том, что в В. Путине более всего привлекают "энергия и решительность" (около 40%). Думаю, что не последним требованием, которое голосующие будут предъявлять в ходе выборов, - высокая "путинская" работоспособность, не прикрываемая никакими хитрыми формулировками пресс-секретарей вроде "работает с документами на дому" или "рукопожатие крепкое". Население для будущего президента чётко определяет и возрастной коридор - от 40 до 50 лет. Дань традициям и политический консерватизм населения проявляются в том, что подавляющее большинство на высшем государственном посту хотят видеть мужчину - 62%. За женщину высказываются лишь 11%.
Лишь бы человек...
ЧТО касается человеческих характеристик, то опросы уже сегодня указывают на те качества, которые население хотело бы видеть в новом президенте прежде всего. По убывающей это: ум (74%), честность и порядочность (58%), политический опыт (49%), воля (40%). Словом, почти по народной формуле: лишь бы человек был хороший.
С политическим опытом, правда, дела в России обстоят сложнее. Все, кого считают претендентами, приобрели известность в команде В. Путина и под его крылом. Пройденная ими политическая дистанция не превышает 8 лет. Да и сам опыт российского политика - понятие весьма относительное. В отличие от европейских лидеров, которые карабкались по политической лестнице в условиях жёсткой многопартийной конкуренции и оттачивали мастерство в лоне партий, наши претенденты являются "назначенцами". Они не находились под критическим микроскопом конкурентов. И мы не знаем, как они повели бы себя в условиях драматических обстоятельств или жёсткого прессинга независимой прессы. За их спиной пока нет реальной массовой поддержки. Так что не будем лукавить: нынешнему президенту достаточно одного движения, чтобы любой из возможных лидеров оказался в аутсайдерах. Таковы уж особенности нашей нынешней политической системы.
Президент-надежда
ВПРОЧЕМ, сколько бы "двоек" западные аналитики ни ставили в дневник нашей демократии, сдвиги от прошлых моделей (сталинских, хрущёвских, брежневских) имеются. На вопрос социологов: "Какой президент нужен сегодня России" - звучит вполне европейский ответ: "Лидер, строго соблюдающий Конституцию и умеющий сотрудничать с другими органами власти на законных основаниях". Таких, уповающих на Конституцию, в России уже более 45%.
В этой связи вспоминается характеристика, которую давал нынешнему президенту известный социолог Юрий Левада. Он называл В. Путина "президент-надежда". И объяснял это тем, что в условиях зачаточной демократии и подконтрольной власти судебной системы слишком многое в российской политике зависит от личных качеств президента. Подтверждение этому - новое исследование "Горбачёв-фонда", гласящее, что лишь 1-2% граждан России участвуют в деятельности гражданского общества. Для примера: в США "активничают" 30-35% населения.
Сексуальная карта
С УЧЁТОМ того, что наиболее активная часть российского электората - женщины, немалое значение имеют и "мужские достоинства" кандидатов. По утверждению аналитиков ВЦИОМ, неразвитость гражданского самосознания россиян проявляется и в том, что они чаще выбирают политика, который им нравится чисто внешне. Ведь неслучайно же политические партии настойчиво затаскивают в свои ряды артистов и спортсменов, которые котируются как секс-символы. По мнению социальных психологов, в десятку самых политсексуальных лидеров помимо В. Путина входят С. Шойгу, В. Жириновский, А. Чубайс, М. Ходорковский и даже В. Шандыбин. Специалисты полагают, что неудачи Дж. Буша в немалой степени связаны именно с тем, что женщины не воспринимают его как "привлекательного мужчину". И напротив, успехи Ф. Кастро, Б. Клинтона и Дж. Кеннеди, а сегодня - А. Шварценеггера в значительной мере связаны с их сексуальностью. Успех партии "Родина" на прошлых выборах также связан, по мнению сексологов, с популярностью Д. Рогозина прежде всего среди женщин.
Впрочем, в мире большой политики полно непредсказуемостей. Почему, например, Уинстон Черчилль - скандальный, беспринципный, пьющий, толстый коротышка с весьма скромным образованием и провонявший сигарами - в списке "Великие британцы" занимает первое место?
Кто из нынешних участников политических смотрин в большей мере отвечает вкусам россиянок и россиян? Это предстоит ещё определить. Время накачать мускулы (политические, спортивные и эротические) пока есть.