Абсолютный чемпион мира по шахматам оказался замешан в скандале, недавно сыграл свадьбу и понял, что устал от игры. Обо всём этом он рассказал в эксклюзивном интервью "Аргументам и фактам".
- СЕЙЧАС многие спортсмены вступают в различные партии. А вы, Владимир, не собираетесь?
- Я не хочу вступать ни в какую партию. Если заниматься политикой, то профессионально. Каждый человек должен заниматься своим делом. Я профессионально играю в шахматы, и ни на что другое у меня нет времени. Быть и там и сям - чуть-чуть в политике, чуть-чуть в шоу-бизнесе, немного на экранах мелькать - это не по мне. Для меня важно сконцентрироваться на чём-то одном. Как говорил Сенека: "Кто везде, тот нигде". Я не осуждаю спортсменов, которые по тем или иным причинам занимаются предвыборной агитацией, но это не мой путь.
- А вот Гарри Каспаров возглавил политическое движение, чтобы, как он утверждает, противостоять тому "режиму", который создали в стране...
- В любом обществе всегда есть клан недовольных. Конечно, Каспаров имеет право высказывать своё мнение, хотя, я думаю, делает он это небескорыстно.
Я же считаю не совсем корректным выступать против власти, которую поддерживает большинство людей. В каком-то смысле это значит идти против собственного народа. Лично мне не кажется, что власть в России плохая. Может быть, не всё идеально, но в целом ситуация для простых людей объективно заметно улучшилась, и с этим трудно поспорить.
- Почему же Путина на Западе стали представлять узурпатором?
- Я с удивлением замечаю, что западные люди ещё полностью не избавились от синдрома "холодной войны" и до сих пор относятся к России с опаской.
На самом деле невозможно построить свободное общество в одночасье. И вообще я считаю, что демократия - это понятие во многом экономическое. Чем лучше мы будем жить, тем свободнее будет общество. Когда людям не хватает на хлеб, свобода слова их не слишком волнует. Но, улучшая экономическую ситуацию, в современной России трудно обойтись без жёсткого контроля сверху. Нам надо двигаться эволюционным путём. Потому что революций у нас было предостаточно. И упаси нас Боже от новых потрясений. Я предпочту так называемую управляемую демократию анархии 90-х годов, которой сопутствовало грандиозное воровство, массовое обнищание народа.
Брак в помощь...
- СТРАННО, что у вас нет никаких личных обид на власть. Помнится, вас в Москве даже сажали за решётку. Может быть, именно поэтому вы переехали во Францию?
- Действительно, меня пару раз задерживали и препровождали в отделение милиции, но уверяю вас: власти здесь ни при чём (смеётся). Меня это не слишком смущало. Заполнял какие-то бумажки, и меня отпускали на волю. Так что переезд с этим не связан. Моя основная трудовая деятельность происходит в Европе.
К тому же жене-француженке в России без языка и без работы будет непросто. Так что подождём, пока подучит русский, а потом можно будет и в Москву переехать. Мы знакомы с Мари почти три года. Она журналистка, работает в газете "Фигаро". В частности, опубликовала уже две статьи, написанные Путиным для газеты. Поженились мы в конце декабря, а в начале февраля обвенчались.
- Некоторые спортивные психологи считают: "Жена - враг спортсмена". Согласны?
- Нет, это ерунда. Всё зависит от конкретных отношений, внимания и понимания между мужем и женой. С Мари мы вместе уже больше двух лет, и за это время я два раза отстоял титул чемпиона мира.
"Руки не подам"
- В ПРОШЛОМ году вы проявляли немыслимую активность: Олимпиада в Турине, схватка за шахматную корону с Топаловым, побоище с компьютером "Фритцем". Устали?
- За прошлый год я шахматами наелся до отвала. Возможно, поэтому в этом году в Вейк-ан-Зе играл как-то лениво, без энтузиазма и напора. На своём опыте я неоднократно убеждался, пусть это и звучит достаточно банально: жизнь - полосата. После матча с Петером Леко в 2005 году у меня такая тяжёлая полоса и наступила: я серьёзно заболел, потребовалось длительное лечение, и я отказался на несколько месяцев от всех турниров. Сейчас же у меня всё хорошо, но после трудного предыдущего сезона тоже потребуется некоторое время, чтобы полностью восстановиться.
- Кстати, о здоровье. Болгарские соперники утверждали, что вы фактически перед каждым ходом выходили советоваться с "сортирным суфлёром"... Безусловно, абсурд и маразм. И всё же признайтесь: почему вы так часто посещали туалет?
- Я посещал туалет ненамного больше, чем любой другой шахматист. Во время партии шахматист испытывает стресс и в туалет ходит чаще обычного. И все заявления, что я делал пятьдесят заходов, - откровенная ложь со стороны Топалова и его менеджера Данаилова. Вся эта болгарская кампания была направлена на то, чтобы вывести меня из равновесия.
Болгары своего добились: я всё же не стерпел и сорвался, не выйдя на 5-ю партию. На пресс-конференции после 6-й партии Топалов как будто покаялся, сказав, что погорячился. А после окончательного проигрыша болгары снова заговорили о моей "нечестной" игре. После такого руку я ему вообще перестал подавать и не собираюсь этого делать в ближайшем будущем. Я больше не хочу его знать как человека.
- Болгары настаивали на матче-реванше. А какова ваша позиция в этом вопросе?
- Правило о возможном матче-реванше было введено при поддержке менеджера Топалова. Но болгарская сторона не уложилась в обговоренные сроки. Поэтому никаких прав на проведение реванша у них нет.
Рюмашки пешки не заменят
- В ИНТЕРНЕТЕ недавно были помещены кадры, как Топалову его менеджер подает определённые знаки. Что скажете по этому поводу?
- Не буду комментировать видеозапись годичной давности. Пусть этим занимаются судьи турнира и дисциплинарная комиссия ФИДЕ.
- В шахматах возможен допинг, и если да, то какой?
- Шахматы всё же не реактивный и силовой вид спорта. Не думаю, что какой-то допинг может серьёзно повлиять на конечный результат. Но и у меня, и у Топалова пробы во время нашего матча брали. Действительный допинг в шахматах - это подсказка компьютера.
- А если пешки на рюмашки заменить, полёт мысли в игре будет?
- Лет в восемнадцать в товарищеской встрече я провёл над собой подобный эксперимент. Выпил. Никакого эффекта нет, наоборот, притупляется скорость мысли, реакция, толком нельзя сконцентрироваться.
- Вице-премьер Александр Жуков пообещал "АиФ", что правительство подумает, как вас отметить. Володя, а вам нужна и важна награда от государства?
- По правде говоря, для меня награда не имеет большого значения. Наградят - скажу спасибо, не наградят - не обижусь. Считаю, что в жизни самое важное - чувствовать себя хорошо психологически и найти внутреннюю гармонию. Для меня необходимы также самореализация и ощущение выполненного долга.
- В прошлом году вы, Владимир, обещали нашему еженедельнику отстоять шахматную корону для России. То есть у вас слово с делом не расходится?..
- Не люблю пафоса, но я искренне горд тем, что я русский человек, родился в России, и рад, что могу постоять за её честь.