Примерное время чтения: 4 минуты
86

Зачем нам "стройки века"?

Валу "бешеных нефтедолларов" найдено применение - в России множится число амбициозных и очень дорогостоящих проектов.

ФАКТЫ

НЕДАВНО президент В. Путин в Греции договорился о строительстве трубопровода, который откроет российской нефти путь в Европу в обход черноморских проливов. За последние годы родились и другие планы: протянуть нефтепровод из Сибири к Тихому океану (тот самый, который президент "отодвинул" от Байкала) - первые 700 км труб уже проложены; построить нефтепровод в обход Белоруссии - у "Транснефти" всё готово к строительству. А ещё - построить новые ГЭС и АЭС, прорыть тоннель на Сахалин, возвести 4 игорные зоны взамен всех существующих в России казино (в Приморье, Калининградской области, на Алтае и юге России), провести зимнюю Олимпиаду-2014 в Сочи и Азиатско-Тихоокеанский форум-2012 во Владивостоке...

Частично эти проекты будут строиться на частные деньги, частично - на государственные. Хватит ли у страны сил, чтобы довести начатое до конца?

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ

Елена ПАНИНА, зампред Комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму ("Единая Россия"):

- ВКЛАДЫВАТЬ средства в инфраструктурные проекты давно пора. Скажем, нынешнее состояние энергетики тормозит рост экономики. Мощностей остро не хватает, электростанции устарели. На такие проекты можно расходовать средства и Инвестфонда, и даже Стабфонда.

Строительство игорных зон позволит, во-первых, получать хорошие налоги, во-вторых, покончить с бесконтрольным распространением игромании. Олимпиада в Сочи привлечёт колоссальные инвестиции и потоки туристов, подтянет всю инфраструктуру региона. Нужен и тоннель на Сахалин с его запасами нефти... Крупные проекты - это "точки роста", которые способствуют развитию смежных отраслей и территорий. Важно только, чтобы эти проекты были просчитаны.

Евгений ЯСИН, научный руководитель Высшей школы экономики:

- ВСПОМНИМ историю БАМа: особой экономической нужды в нём не было, зато стройка пригодилась для поддержания энтузиазма у народных масс, мобилизации комсомольцев. Если Олимпиада в Сочи и будет, она, возможно, добавит россиянам гордости за страну. Но сам по себе горнолыжный курорт - элитарный проект. "Ударные стройки" не должны подменить собой давно назревшие структурные реформы - в здравоохранении и пенсионном обеспечении, жилищном строительстве. России необходимо заселять и развивать новые территории. Нужна система, которая позволит большинству граждан страны приобрести собственное жильё. По большому счёту, нужно менять жизнь в стране, а не место катания на лыжах для элиты.

Владислав ИНОЗЕМЦЕВ, научный руководитель Центра исследований постиндустриального общества:

- МНОГИЕ "мегапроекты" - это попросту направление денег в те места, где их проще "распилить" между заинтересованными лицами. Тот же тоннель до Сахалина - буквально зарывание денег в землю. Дешевле наладить воздушное и паромное сообщение. Есть страны, целиком состоящие из островов (как Индонезия), и никому не приходит в голову соединять их тоннелями.

Строительство газопроводов сопровождается огромными издержками - себестоимость 1 км трубы у нас втрое выше, чем в других странах. В чьих карманах оседают деньги? Эффективнее было бы производить сжиженный природный газ (СПГ) в Мурманске или на Дальнем Востоке и отправлять его покупателям. Япония на 100% удовлетворяет свои потребности в газе за счёт СПГ. Но какая мы энергетическая держава, если даже не можем построить ни одного корабля по перевозке СПГ и, как в советские времена, измеряем своё могущество километрами труб?

ПРОГНОЗ "АиФ"

СССР прославился "стройками коммунизма". Вспомним освоение Нечерноземья и подъём целины, строительство БАМа и ВАЗа. Многие из начинаний принесли отдачу, другие провалились, либо оказались неэффективными. О планах поворота северных рек на юг сегодня ностальгирует разве что столичный мэр Ю. Лужков.

Теперь власть одержима новыми суперпроектами. Для неё это дело чести и престижа страны, а для бизнесменов - просто прибыльное дело. Даже самые "сумасшедшие" проекты обещают весомые дивиденды. Вспомним Панамский и Суэцкий каналы, которые кормят Панаму и Египет. Так и тоннель до Сахалина может стать звеном Евроазиатского транспортного коридора, от Португалии до Японии, принеся нам немалую прибыль. Да и не лучше ли вложить бюджетные и олигархические деньги в подобные стройки, нежели "скирдовать" их в Стабфонде или прожигать в ниццах и куршевелях?

Есть, впрочем, одно "но": возможное падение цен на нефть. В этом случае "стройки века" станут первыми жертвами затягивания поясов, пополнив список "величественных долгостроев".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно