РЕЗУЛЬТАТОМ катастрофы на шахте "Юбилейная" стала гибель 39 горняков, на "Ульяновской" (в марте) - 110 человек и... передел собственности! Причём о последнем результате говорят больше, чем о необходимости повышения уровня безопасности.
СЕГОДНЯ половина акций "Южкузбассугля" принадлежит концерну Evraz Group (совладельцами которой являются структуры Романа Абрамовича), другие 50% акций - управленцам компании, в числе которых 30-летний Георгий Лаврик - сын погибшего в автокатастрофе гендиректора "Южкузбассуголь". И вот на днях объявили, что все акции достанутся Evraz Group, которая выкупит их у менеджеров. Сделку преподносят как способ наведения порядка в "Южкузбассугле", что якобы позволит сберечь жизни шахтёров в дальнейшем. Человеку непосвящённому непонятно, почему один собственник, владея половиной акций добывающей компании, не мог раньше обезопасить труд людей, а другие не могли это обеспечить? Ведь достаточно было вложиться в вентиляционные шахты, как это делают во всём мире, и смертей можно было бы избежать. Неужели деньги важнее человеческих жизней?
А вообще-то, чтобы понять причины системных катастроф, надо приостанавливать деятельность шахт целиком, проводить расследование (что может сделать только государство) и лишь потом либо наказывать собственника и устранять недостатки, либо искать новых инвесторов, зарекомендовавших себя безаварийной работой.
К сожалению, устраивать передел собственности или судебные разбирательства сразу после трагедий стало в нашей стране нормой. Во многих случаях, как это ни кощунственно звучит, трагедии используются как повод для достижения определённых целей. Но задумайтесь: стали ли после передела рынка реже разбиваться самолёты и происходить отравления тем же суррогатным алкоголем?
Системная проблема заключается в том, что в смутные годы многие нечистые на руку люди урвали по куску госсобственности, назвали себя частной компанией, чтобы выжать потом из неё последние соки. Но ресурс, заложенный в своё время государством, увы, заканчивается, а вкладывать деньги в ту же безопасность новые владельцы не хотят. В результате личные компании, а иногда и целые сектора экономики приходят в жуткий упадок...
Возникает вопрос: почему власть так беспомощна? Почему мирится с такими законами, которые тому же Ростехнадзору мешают закрыть шахты после обнаружения вопиющих нарушений? Почему только после пожаров и массовых отравлений становится известно, что были, оказывается, предписания устранить нарушения. Но... Где-то откупились, а где-то просто послали подальше, прикрываясь покровителем. Неужели мы так и будем терять людей, объявлять траур, менять собственника? А потом снова терять людей и веру в справедливость?