РИККАРДО МУТИ - один из самых титулованных современных дирижёров. Именно благодаря его почти 20-летнему руководству "Ла Скала" сохранял звание лучшего оперного театра мира.
1 июня маэстро даст концерт с Национальным оркестром Франции на открытии Второго международного фестиваля симфонических оркестров.
- ГОСПОДИН Мути, некоторые оперные певцы, чтобы поберечь голос, запирают рот на замок перед спектаклем. А какие профессиональные ограничения у вас, дирижёров?
- Что-то я не знаю ни одного певца, который не разговаривал бы из-за спектакля! Более того, я много раз видел, как исполнители курят за кулисами прямо перед выходом на сцену! Ну а то, что оперные артисты рассказывают легенды про "обет молчания", - часть их имиджа. Что я делаю перед концертом? Да никаких особых ограничений нет! Просто нужно быть в оптимальной физической и психологической форме.
- При вашем руководстве "Ла Скала" получил множество престижных наград, осуществил самые громкие постановки. Сегодня мировая пресса говорит: главный театр Италии пребывает в творческом кризисе.
- (Отвечает очень холодно.) Я не знаю. С тех пор, как ушёл из "Ла Скала", не интересуюсь, есть ли у них проблемы. Я не появлялся там два года и не собираюсь этого делать и в дальнейшем.
- Вы обижены? Ваш уход из "Ла Скала" действительно был очень громким. Труппа театра, дабы насолить вам, сорвала несколько спектаклей...
- Почему я покинул "Ла Скала" после 19 лет работы? Вас это действительно интересует? Чтобы ответить на этот вопрос, мне надо говорить несколько часов... Скажу только: причина моего ухода не была связана с музыкой и творчеством.
- Как считаете, кто из вас потерял в итоге в связи с "разводом"? Вы или "Ла Скала"?
- Я ничего не потерял. В "Нью-Йорк таймс" даже написали недавно: Мути выглядит более счастливым, чем во времена правления "Ла Скала". И это правда - сегодня я абсолютно счастлив, потому что свободен!
- Русский дирижёр заметил, что к России в мире до сих пор относятся несколько скептически. Но, если русские участвуют в музыкальных конкурсах, все в ужасе: опять Россия завоюет все награды.
- Не думаю, что кто-то из европейцев боится русских музыкантов. И потом, артисты на конкурсах - как вино. В один сезон страна произвела хорошее вино. На следующий год - плохое. В один год страна выставила перспективных музыкантов на конкурс, в следующий - послабее...
Я работал со многими гигантами оперы и убеждён: место жительства не является определяющим в том, гениален человек или нет. Но, без сомнений, Россия произвела на свет фантастически талантливых людей.
- Со многими из которых вам довелось сотрудничать...
- В самом начале моей карьеры мне была предоставлена честь дирижировать концертом, в котором принимал участие Святослав Рихтер. Он был потрясающим человеком, гениально одарённым и с замечательным чувством юмора. Впоследствии мы стали хорошими друзьями.
Я отлично сотрудничал с Венгеровым и Гилельсом. Юрий Темирканов - мой большой друг. Его дар дирижёра уникален. Юрий попросил меня принять участие во Втором международном фестивале симфонических оркестров в Москве, который откроется 1 июня. Несмотря на то что у меня безумно напряжённый график работы, я принял решение приехать в Россию.
- Певица Мария Гулегина сказала, что вы - её крёстный отец в европейской опере...
- О, Гулегина! (Восклицает с ударением на букве "и".) Потрясающее сопрано и великолепная артистка! Мы сделали с ней много опер в "Ла Скала". А потом даже записали на СD "Тоску", "Манон Леско". Но главным нашим совместным достижением была, конечно, леди Макбет. Гулегина так темпераментно исполнила свою партию, что нам непрерывно аплодировали и мы даже устали кланяться. (Смеётся.) Могу вас заверить, 10 минут - это очень длительные аплодисменты для оперы. А нам рукоплескали по полчаса!