Россия медленно выползает из трясины политической разрухи и бедности. Выплачены долги. Появился валютный и золотой жирок. Рубль, который мы когда-то дразнили "деревянным", в хорошей цене. Укрепляется стабильность, возвращается вера. Ещё не у всех, но у многих.
И ПО МЕРЕ того как у населения исчезают страхи - как накормить и одеть детей, как поддержать стариков, - люди всё чаще задаются другими, но тоже очень важными вопросами. А в какой среде мы живём? Нравится ли нам нынешняя Россия? А если не очень, то за какую хвататься лопату, чтобы исправить захламлённый нравственный пейзаж?
"Осиня некарасиво..."
НА ДНЯХ по телевизору показали сюжет: группа японских туристов, участников экологического движения "За чистоту планеты", высадилась на нашем дальневосточном побережье и, вооружившись вёдрами и мешками, стала собирать наш российский мусор... А жители окрестных посёлков стояли поодаль и с удивлением смотрели на этот непонятный трудовой энтузиазм: "Чё это они?"
Обочины дорог, берега рек и ручьёв, окраины пригородных посёлков, околицы деревень и сами города встречают горами мусора, разбитыми бетонными плитами, крючками проржавелой арматуры. Даже в Москве и Питере нас давно не удивляют мусорные баки с вываливающимися отбросами, полчища бродячих собак.
Археологический мат
НО ДЕЛО не только в грязи. Хамоватость и грубость стали чуть ли не отличительной чертой россиян. Недавно археологи, ведущие раскопки в Новгородской области, с ироничной гордостью сообщили, что обнаружены берестяные грамоты IХ-Х вв., на которых читаются "образцы русского мата", весьма близкие к современным. Разница в том, что прежде мат был языком кучеров, дворников, каторжан, подгулявших приказчиков и солдат. Сегодня ненормативная лексика стала поистине общенародным развлечением. Загляните в субботний вечер на Пушкинскую площадь, куда стекается попить пивка пригородная молодёжь. По языковому набору вы едва ли отличите парней от девиц, трезвого от подпившего. Они даже не ругаются. Они "просто так говорят". По-другому не могут.
По мату вы легко вычислите соотечественника и в толпе туристов за границей. Не только по нему. Отличает и внешняя неопрятность. Некоторые почему-то не любят стричься и чистить обувь, не любят менять рубашки.
Мы не говорим об опустившихся людях - бомжах, алкоголиках, наркоманах, людях с повреждённой психикой. К сожалению, всё это в равной степени относится и к обычным людям - с пропиской, зарплатой, постоянным местом жительства. Это они, обычные граждане, пуляют из окон электрички пустыми пивными бутылками, бросают из автомашин окурки, оставляют на тротуарах вынесенные из дома пакеты с мусором.
Говорить об этом неприятно. Можно вызвать и благородное негодование: дескать - клевета, дескать - непатриотично. Немцы и англичане, судя по международным опросам, ведут себя за границей ещё хамоватее. Но, как писал недавно умерший писатель А. Зиновьев, "для того чтобы исправить жизнь, нужно объективно беспощадное понимание действительности".
А действительность такова: от Европы мы отличаемся не только уровнем развития экономики, демократии, социальной и правовой сферы, но и тем, что не обязательно требует богатства и демократии, - бытовым порядком, чистотой, дисциплиной. Откровенно говоря, я не знаю, что для нас сегодня труднее и первоочерёднее: освоить азы европейской демократии или научиться не плевать на тротуары и не малевать слова из трёх и пяти букв на заборах.
Задача эта не из простых. Более того - она сложнее, чем кажется на первый взгляд. Ведь у нас бытовая нечистоплотность и бытовое разгильдяйство - "привилегия" не только "низов". Не составляют исключения и наши богатенькие - пассажиры роскошных "мазератти", кидающие банки из-под кока-колы в окно, владельцы загородных помпезных особняков. На своём участке у них "дизайн", английские розы, мраморные дорожки, забор с коваными завитушками, моднейшая жена или любовница. А за забором - разбитая дорога, грязь и поломанные фонари. Потому что за пределами их частного имения - уже как бы и не его, а чужая страна.
Недавно пришлось побывать в Оружейной палате. Кремль! Благолепие старых дворцов. Чинная публика, пришедшая посмотреть на "скипетр и державу", на наряды матушки Екатерины. А зашёл (простите за подробность) в кремлёвский сортир - мусор на полу, окурки в писсуарах и такая вонь, что хоть шапку Мономаха выноси.
Разогнанный генофонд
СПЕЦИАЛИСТЫ объясняют падение бытовой культуры и нравов трагичным для России стечением обстоятельств ХХ века. По вине бездарных царских правителей, а потом "бесов" коммунизма страна пережила три революции, гражданскую войну, пять войн, две волны эмиграции, три волны сталинских репрессий, череду научных, культурных, религиозных и политических чисток. Из генофонда России последовательно выбивались лучшие умы и сердца. Погибали, были изгнаны или вынуждены были бежать умные, честные, предприимчивые...
Ну а как быть тем, которые уцелели, остались, выжили? Как быть их детям и внукам?
Мы уже немного научились хранить память. Недавно с далёких Соловков до московского Бутова проплыл под скорбный колокольный звон Великий Крест Памяти и был поставлен на месте массовых убийств. Жаль, конечно, что при его водружении высокая власть не сочла нужным пошевелить задом. Может быть, у неё, у власти, своя память? А нам, наследникам умной России, нужно не только скорбеть и помнить. Но (как японцы) брать в руки ведро, метлу и лопату. Нам ведь нужна не только СИЛЬНАЯ РОССИЯ. Нам нужна ЧИСТАЯ РОССИЯ.