Примерное время чтения: 6 минут
131

Пограничное спокойствие

В минувшую пятницу таможенники отмечали свой профессиональный праздник - Международный день таможенника. В этот день удалось проверить, насколько ревностно несут стражи границы свою службу и можно ли ввезти в Россию что-либо запретное.

Путешествие на поезде из Москвы в Саратов занимает приблизительно столько же времени, как дорога из Киева до той же столицы. Но эти две поездки не сравнить по количеству нервотрепки, а все потому, что в последнем случае ночь обязательно прервется дважды фразами: "Таможенно-пограничный контроль, доброй ночи!"

Даже если не везешь ни наркотиков, ни оружия, ни валюты - все равно пульс на границе учащается, а мозг, убаюканный было перестуком колес, неожиданно начинает сканировать собственный багаж на предмет - все ли в порядке? Ведь список предметов, запрещенных к пересечению границы, постоянно меняется, а вдруг чего-то не знаешь?

К примеру, через границу без декларации нельзя провозить сильнодействующие обезболивающие и снотворные средства, картины и другие предметы искусства, которые были созданы около 50 лет назад и более, красную или черную икру (в заводской упаковке) больше 250 граммов. И уж совсем запрещено иметь при себе печатную продукцию, кино-, фото- и видеоматериалы, составляющие государственную тайну, направленную на пропаганду фашизма, расовой, национальной и религиозной вражды, порнографического характера.

Особое внимание Федеральная таможенная служба России последнее время уделяет (как гласит отчет этого учреждения, опубликованный как раз к профессиональному празднику) защите прав интеллектуальной собственности и борьбе с провозом нелицензионных видеокассет, CD- и DVD-дисков.

Хуже всего спится тем гражданам, которые нарушают сознательно. Чуть-чуть. Например, тем, кто везет чуть больше разрешенной суммы наличными (разрешенная норма - 3000 долларов). Или провозит мелкое домашние животное без соответствующих справок от ветеринара. "Тушканчик-нелегал", уже на россйиской территории

Такое животное - тушканчик - невольно стало предметом эксперимента, как действительно работают таможенники в поездах и получится ли их немного... перехитрить? Проблема, возникла как раз в накануне Международного дня таможенника, после того как киевские коллеги-журналисты неожиданно презентовали тушканчика (которого тут же нарекли Генрихом). Времени на подготовку справки уже не оставалось, а иного выхода, как везти животное в Москву, - не было.

КОНТРАБАНДА ПОД ПОДУШКОЙ

Добродушный начальник поезда (назовем его Сергей Петрович), с которым посчастливилось ехать в одном вагоне, за 24 года работы повидавший на железной дороге всякое, успокаивает: "Вы, главное, расслабьтесь. Таможенники не звери какие-нибудь, - и глядя на пол-литровую баночку, накрытую железной сеткой, в которой застыл от страха тушканчик-нелегал, добавляет: - Они (таможенники) своего клиента по лицу определяют. Когда глазки бегают".

Сергей Петрович заверил, что в таможенно-пограничной зоне поезд стоит всего полчаса, а за это время стражам порядка нужно обойти 24 вагона, потому вещи пассажиров они осматривают прицельно - у тех, кто не вызывает доверия. Банку на время обхода посоветовал засунуть под подушку.

"Хотя самое главное правило поведения на таможне, - добавил он, - честность. Спрашивают вас, сколько везете валюты, отвечайте прямо: мол, 2000 долларов. Если осмотрят и найдут 2500 - будут проблемы". Какие - не уточнил.

Словоохотливый Сергей Петрович поведал, дескать, прошли те времена, когда плацкарта, реже купе, в эпоху взорвавшегося в начале 90-х предпринимательства была для таможенников полем брани. Символом того времени стали пресловутые клетчатые китайские торбы с товаром. Ими были плотно забиты третьи полки плацкарты и багажные отделения купе. Чего в них только не было - вязаные носки, сало, яблоки, какие-то радиодетали...

"На каждого пассажира приходилось как минимум два баула, - вспоминает начальник поезда. - С каждого полагалось таможеннику отстегнуть. Сейчас в поездах все поменялось. Спокойно. Былой предпринимательской суеты уж нет. Самая большая проблема - пьяные работяги, которые едут либо на заработки в Москву, либо домой".

С шефом оказались солидарны и работники вагона-ресторана. Правда, они огорчались новым российско-грузинским отношениям (поезд был украинским). Не мысля дурного, в баре завсегда держали бутылочку-другую грузинского вина, коньячок и "Боржоми".

"Началось все с предупреждений, - морщится от воспоминаний официант Денис. - Мол, если будете возить - отымем и разобьем. Наше начальство (украинское) разъяснило, мол, имеете полное право на территории Украины продавать грузинское вино. Тогда мы, подъезжая к границе, стали просто убирать бутылки с витрины, но предупреждения от российских таможенников продолжались. В итоге решили не спорить, кто прав, кто нет, не портить себе нервы. Больше грузинскую продукцию не возим".

НОЧНОЙ ДОСМОТР

С наступлением на дворе Международного дня таможенника поезд остановился на границе. Тушканчик был умышленно накрыт подушкой. Следуя указаниям Сергея Петровича, лицо журналиста приближено к образу невозмутимой мумии, а взгляд рассеян по всему вагону. Приготовления оказались напрасными - украинский таможенник пулей пролетел по вагону и исчез в дверях тамбура.

Зато его российских коллег еще через три часа пути удалось рассмотреть поближе.

В вагон зашли сразу трое. К слову, российская таможенная служба считается одной из самых многочисленных в мире - в ее штате трудятся около 68 тысяч человек.

При каждом страже границы - дозиметр для обнаружения радиоактивных веществ, фонарик и рация. Один из таможенников, вошедших в вагон, держал в руках длинный тонкий шланг - наподобие гастроэнтерологического зонда. Как оказалось, это почти он и был - только таможенный прибор ищет не язвы, а контрабанду в трудно доступных зрению полостях (эти подробности позже рассказали сами таможенники). Проще говоря, двухметровый шланг с микрокамерой на кончике запускают в щели, а затем изучают изображение на маленьком мониторчике.

Пока таможенник "зондировал" купе начальника поезда, его коллеги прошлись по вагону, простукивая кулаками потолки на предмет контрабанды в тех же полостях. Одного из них и застигло врасплох журналистское любопытство, которое оказалось сильнее страха за меньшего друга под подушкой.

"Скажите, а правда, что в Россию из Украины нельзя ввозить грузинское вино? А если оно для личного употребления?" - после вопроса пришлось заверить строго глянувшего таможенника, что ничего такого, конечно, никто не везет, и поздравить для смягчения обстановки с праздником.

"Правда, - ответил подобревший страж порядка. - А также прибалтийские шпроты. Таковы инструкции главного санитарного врача России Григория Онищенко".

По словам таможенника, если запретные "плоды", по незнанию пассажира, оказались с собой в дороге, лучше выпить вино и съесть шпроты до российской границы.

P.S. Во время поездки животное не пострадало и было благополучно ввезено нелегальным образом на территорию Российской Федерации.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно