Чуть было не сорванная хулиганами пресс-конференция с чрезвычайным и полномочным послом Эстонии в России Мариной Кальюранд в «АиФ» все таки состоялась, и г-жа Кальюранд ответила на вопросы журналистов.
— Мы считаем ситуацию с Бронзовым солдатом только частью проблемы. Когда прекратятся преследования русских и им будут возвращены их права?
— То, что вы говорите, — абсурдное утверждение. Что я могу на это сказать. Эстония всегда стремилась к открытым и добрососедским отношениям с Россией. Мы видим, что те заявления, которые делаются, не способствуют гармонизации наших отношений. А делаются они в политических целях, для поднятия рейтинга политиков. Мы очень надеемся, что в России победит здравый смысл и мы сможем возобновить диалог. Отношения могут развиваться только через открытость, дипломатию…
— Пик конфликтных событий приходится на 9 мая. Известно, что часть народа в этот день пойдет к новому месту памятника, а часть — к старому. Как будут реагировать власти, если демонстрации 9 мая будут проходить по образцу парижских событий? В частности, будет ли применено оружие против демонстрантов?
— События, которые произошли в Таллине несколько дней назад, не повторятся. А полиция будет следить за соблюдением права и порядка в государстве."
— Как вы считаете, насколько действия «Наших» согласованы с действиями Кремля?
— …То, что происходило здесь, вы сами видели… Вероятно, пикетирующие возле посольства действуют с согласия властей. По крайней мере, власти не предпринимают необходимых мер для обеспечения безопасности. Все видели, как эффективно действует ОМОН и милиция, когда есть желание разогнать митинг. Сегодня этого желания нет.
— Некоторые аналитики высказывают мнение, что ситуация искусственно создана некой третьей стороной. Как сейчас выстраиваются отношения правительства Эстонии с правительствами таких стран, как США, например?
— У нас были, есть и будут нормальные отношения с США. Эта страна — очень важный партнер Евросоюза. Мы поддерживаем дружеские и партнерские отношения с Соединенными Штатами.
— Могли бы вы конкретно сказать, каких санкций вы требуете для России у Евросоюза?
— Сейчас идут переговоры о возможных действиях Евросоюза. И когда будет принято решение, тогда мы будем дополнительно информировать. Я могу сказать, что на сегодняшний день такие консультации идут.
— Расскажите подробнее об атаках на правительственные сервера Эстонии. Об этом говорил в своем заявлении министр иностранных дел Эстонии, это обсуждалось на заседании правительства…
— У Эстонии есть достаточно информации, чтобы сказать: атаки проходят организованно, и эти атаки ведутся с IP-адресов, которые, в частности, принадлежат правительственным организациям России.
— Принимая решение о демонтаже памятника, в правительстве Эстонии ожидали ухудшения отношений с Россией?
— Изначально вопрос ставился не о демонтаже памятника, а о переносе памятника и воинских захоронений на более подходящее для этого место. Когда это решение принималось в Эстонии, решались только внутренние эстонские вопросы. Мы живем своей жизнью, в своем государстве, на своей территории. И наши действия не направлены против какого-либо государства. Мы действуем в своих интересах, учитывая принципы международного права, нормы морали, этики и.т.д.
— Молодежное движение «Наши» грозится начать демонтаж эстонского посольства? Как вы относитесь к таким заявлениям? — Это абсурд. Не хочу даже комментировать.
— Насколько вероятен отзыв вас из Москвы и разрыв дипломатических отношений с Россией?
— Очень надеюсь, что этого не будет, что дипломатические отношения между нашими государствами сохранятся. Но отношения будем развивать, как я уже сказала, только через консультации и диалог по дипломатическим каналам.
— Вы сказали, что в вопросе переноса памятника руководствуетесь внутренними делами Эстонии, но он же спровоцировал такие осложнения отношений с Россией… Расскажите подробней об этих внутренних мотивах.
— Вопрос о переносе памятника был поднят в конце прошлого года. В Эстонии не было закона, который регулирует перенос памятников и обращение с воинскими захоронениями. В этих целях был принят закон о защите воинских захоронений. По нему была создана комиссия при Министерстве обороны. Она пересмотрела захоронения, которые сегодня находятся в Таллине. Было принято решение перенести захоронение, которое находилось на холме Тынисмяги в центре города, возле магистрали, под троллейбусной остановкой…Оно уже давно перестало быть местом захоронения. В том смысле, что там собирались маргинальные экстремисты — с одной и с другой стороны. Кричали лозунги, топтались на могилах, нарушали общественный порядок. В этой ситуации было принято решение перенести памятник и захоронения на более подходящее место — на кладбище. Где и должны быть похоронены погибшие.
— Демонстранты оправдывают свои действия тем, что перенос памятника произошел как раз накануне Дня Победы, как вы это прокомментируете?
— Работа по переносу памятника связана с раскопками военных захоронений. Зимой их проводить нельзя — они начались при первой возможности весной, в апреле. Первый план правительства был такой: не переносить памятник на новое место до 9 мая, чтобы у людей была возможность спокойно пойти на новое кладбище и положить цветы к тому памятнику, который там есть. Сегодня там — мемориальный памятник, который был поставлен Россией в 90-х годах. На нем написано «Неизвестному солдату. 1941-1945 гг.». Всего в Эстонии более 200 охраняемых военных захоронений воинов, погибших во Второй Мировой войне. Так что таких мест достаточно, куда можно пойти и поклонится погибшим. Из-за тех событий, которые произошли в Таллине, решение изменилось, и было принято решение перенести Бронзового солдата намного быстрее. Если вы посмотрите сейчас на памятник, то это только солдат. У него за спиной нет стены. То есть, этот монумент сейчас не полный. Стена будет строится, восстанавливаться.
— Большинство российских туроператоров отменили туры в Эстонию. И поток туристов из России в Эстонию резко сократился. Насколько от этого страдает эстонская экономика и имидж страны?
— Я не могу подтвердить, что большинство турфирм отменяют рейсы. Наоборот, до того как мы прекратили обслуживание по визовым вопросам, в нашем консульском департаменте было очень много людей, желающих посетить Эстонию, и по сравнению с прошлым годом их число возросло на одну треть. Сейчас мы действительно визы не выдаем и не будем выдавать, пока обстановка вокруг посольства не будет нормализована. Что касается имиджа Эстонии, то, возможно, из-за того, что творится вокруг посольства Эстонии в Москве, пострадал имидж другого государства.
— Подвергались ли вы прямому нападению сегодня, и какая ситуация обусловила сегодня применение газа?
— Действительно, была атака организации «Наши», я думаю, атака была направлена на меня. Но, как видите, до меня никто не дотронулся. Все в порядке. Но была борьба моих охранников с активистами «Наших». И охранники должны были применить газ. Так как здесь не было… Милиция ничего сделать не смогла. Она или не пришла, или не желала вмешаться. Милиция нам не помогла. Все, что было сделано, было сделано сотрудниками «Аргументов и Фактов» и эстонской полицией.
ссылки по теме:
Здание "АиФ" штурмовали "Наши"
Антиэстонский бунт: бессмысленный и беспощадный
Марина Кальюранд: "Мы не разговариваем с теми кто орет!"
Посол Эстонии не чувствует себя в безопасности