Примерное время чтения: 7 минут
117

Рынок подделок просит уступить дорогу

В конце 2001 года в продаже крутилось не больше 3% фальшивых лекарств. Это считалось нормальной, неопасной цифрой, вроде усушки или утруски на продуктовом складе. Каждую неделю усушка слегка увеличивалась, и сегодня мы имеем новый результат - 7-8% лекарственного рынка заполнены подделками.

Между Африкой и Америкой

ЦИФРЫ нужны для того, чтобы их сравнивать. Год назад мы сверяли наши масштабы и штатовские: в США фальшивок было больше, чем у нас, на 2%. И еще была дикая Африка, где настоящих лекарств набиралось не больше половины.

7-8% - цифра официальная. Следовательно, скромная. Уже сейчас есть опасения, что у России есть все, чтобы превратиться в один из центров по производству поддельных лекарств. Международная Ассоциация фармацевтических производителей считает, что подделки размножаются по следующим причинам:

- нежелание российского законодательства защищать права интеллектуальной собственности,

- коррумпированность органов власти,

- введение НДС на лекарства,

- недостаточно жесткие санкции по отношению к нарушителям.

В Минздраве считают, что надо срочно менять существующую систему контроля качества.

Нынешняя система разработана так, что лекарства проходят сплошной посерийный контроль на каждом перевалочном пункте. Интересно, что этот порядок касается только отечественных препаратов. Импорт не проверяют вообще: когда заморская продукция прибывает в Россию, при таможенном оформлении достаточно всего лишь показать сертификат производителя. В крупных городах каждый день должно проходить несколько тысяч проверок. Занятие трудоемкое и малоэффективное - как если бы ГИБДД останавливала и досматривала каждый автомобиль.

За 2000 - 2001 гг. на территории РФ зарегистрировано 160 серий (!) фальсифицированных лекарств. При том, что у нас есть много контролирующих органов:

- центры по сертификации и контролю качества лекарственных средств;

- департамент государственного контроля качества лекарственных средств и медицинской техники МЗ РФ;

- комитеты по фармацевтической деятельности администраций субъектов Федерации.

Несмотря на то что контролирующие органы "рапортовали" о проведенных проверках, на самом деле их никто не проводил в нужном объеме. Потому что нереально сделать в день несколько тысяч лабораторных тестов.

Мы будем жить теперь по-новому

ВЫВОД однозначный: система не работает. По сообщению замминистра здравоохранения РФ Антона Катлинского: "Теперь сертификат качества будем выдавать только один раз: либо при выпуске конкретного лекарства, либо при пересечении таможни. Дальше в оборот пойдут копии. Остальное будет отслеживать фарминспекция".

Остальное - это внезапные проверки на любом этапе обращения лекарства. Меры жесткие. Поймают на подделке - лишат лицензии навсегда. На недавней Международной конференции фармацевтических регуляторных органов, проведенной Всемирной организацией здравоохранения, отметили, что мы на правильном пути. Более того, "опыт России в борьбе с фальсифицированными лекарственными средствами является передовым и может служить примером как для развивающихся стран, так и для индустриально развитых".

Единственное, чем отличается наша фарминспекция от развитых аналогов, - она не будет заниматься расследованием, как это делает фармполиция в Австрии и других странах. Наша будет выявлять нарушения, а суд и следствие - дело прокуратуры. Но если обнаружатся очень грубые нарушения, фарминспекция имеет право остановить деятельность предприятия немедленно.

Сертификация неизбежна, но это не значит, что с ее внедрением рынок фальшивок исчезнет. Он должен сильно сократиться.

У нововведения много оппонентов, но и сторонников немало. В частности - отечественные производители, которые, во-первых, с 1 ноября получат равные права с импортными. Во-вторых, немного разбогатеют.

Сейчас наши заводы теряют в год по 100-110 млн. рублей - те самые 7-8%, что забирает черный бизнес. Мы продолжаем выпускать либо дженерики, либо бывшие советские лекарства, потому что нет финансовой возможности модернизировать производство. На переоснащение нужны немалые средства. Например, приличный цех по ампулизации стоит 6-7 млн. долларов.

Куда уходят деньги?

ПО предварительным подсчетам, общий объем проданных лекарств в 2002 году составит 3 млрд. долларов. Фальшивый бизнес откусит кусок 230-250 млн. долларов.

В этом году только по результатам четырех выборочных проверок, прошедших в мае - июне, фарминспекция обнаружила и изъяла 36 тысяч упаковок фальшивых лекарств на сумму свыше 4 млн. рублей. Часть из них оказалась с просроченным сроком годности. 15 иностранных препаратов и 2 российских. Преобладание импорта здесь не означает, что его подделывают чаще в семь раз. Подделывают по-прежнему то, что пользуется спросом:

- сердечно-сосудистые лекарства,

- средства для лечения желудочно-кишечного тракта,

- антибиотики,

- болеутоляющие препараты.

Кроме того, фарминспекция приостановила деятельность 4 предприятий оптовой торговли федерального уровня и 10 компаний регионального. С засильем оптовиков тоже будут бороться. В России 6000 оптовых компаний. Встречаются такие, которые ничего не производят и ничего не продают. Чтобы перепахать все поле, фарминспекция должна превратиться в государственную службу с представительствами во всех субъектах страны. Пока она - отдел в аппарате Минздрава.

Новая система начнет работать 1 ноября. К концу этого - началу следующего года должна "обкататься". Новшество не отразится на аптечных ценах. Процедура получения разрешения будет стоить дорого, зато станет проводиться один раз, а не двадцать пять, и действовать сертификат будет в течение трех лет. Открывать дополнительные конторы не потребуется, в распоряжении полно старых: 60 сертификационных центров и 130 лабораторий.

Но если все же возникнет угроза подорожания - активизируется Дума. У нее это хорошо получается: январский НДС только благодаря ей составляет не 20%, а 10. Кроме того, скоро выборы...

Как уберечься?

НИКТО не знает наверняка, какой процент подделок барахтается в аптечном обороте. Исследования, проведенные PBN Company и GLS Research, называют цифру 12%.

Россиянин в среднем потребляет лекарств на 27 долларов в год. (Это очень мало: поляк, например, тратит 88,8 доллара.) Ясно, что с каждым годом лекарств требуется больше. Значит, проблема подделок коснется каждого.

Раньше советовали насторожиться при виде неаккуратной упаковки. Но тот поезд ушел: фальшивотаблетчики давно уже кидают в продажу варианты исправленные и дополненные.

Остаются только три совета, актуальные всегда

1. Не покупайте лекарства в передвижных аптечных пунктах. Аптеки на колесах задуманы для того, чтобы обеспечивать лекарствами отдаленные населенные пункты: приезжает раз в неделю машина, и вся деревня бежит отовариваться. В крупных городах, где стационарных аптек гораздо больше, чем нужно, автолавки не нужны. Специалисты считают, что передвижные аптеки в мегаполисах - это возможность лишний раз нарушить правила торговли и смыться.

2. Явно заниженная цена - повод не покупать лекарство. Рынок не может позволить снизить цену в два раза. Лекарственной распродажи не бывает.

Кстати, о дешевизне. Дешевые лекарства, даже если они не фальсифицированные, в результате оказываются более дорогими, чем их "крутые" аналоги. У дорогих лекарств выше эффективность, поэтому лечиться приходится не месяц, а 3-4 дня, использовав при этом не больше одной упаковки.

3. Советует сам замминистра Антон Катлинский: "Должно быть не лекарственное обеспечение населения, а лекарственное обеспечение лечебного процесса. Лекарство - это не продукт потребления. Его должен выписывать врач. А то, что мы выбираем благодаря рекламе, - это самодеятельность, вредная для здоровья".

Справка из архива. Темп роста фальшивок: в 1997 году зарегистрирован 1 (один) случай подделки лекарств, в 1998-м - подделали 6 наименований по 9 сериям, в 1999-м - 15 наименований по 29 сериям, в 2000-м - 42 по 105, в 2001-м - 101 по 49.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно