Примерное время чтения: 6 минут
405

Телевизионная зависимость - не метафора!

БОЛЬШИНСТВО людей определяют свое отношение к телевизору как "любовь-ненависть", хотя ловят себя на том, что даже во время серьезного телефонного разговора периодически поглядывают на экран. Ученые десятки лет изучают влияние телевидения на поведение людей. В особенности их занимает вопрос, связана ли агрессивность на экране с возрастающей агрессией в обществе. Термин "телевизионная зависимость" не совсем точен, перегружен оценочными суждениями, но суть реального феномена схвачена. Психологи и психиатры определяют зависимость от чего-либо как расстройство, определяемое такими критериями, как:

- трата на это большого количества времени;

- использование чего-либо чаще, чем вы собирались;

- безуспешные попытки уменьшить пользование чем-либо;

- использование чего-либо за счет пренебрежения к своим семейным или профессиональным обязанностями;

- наличие симптомов "ломки" при остановке потребления субстанции.

Не правда ли, все эти критерии вполне применимы к любителям телеэкрана? Это не значит, что смотреть телевизор - проблема сама по себе. Телевизор и развлекает и учит, телевидение нередко достигает эстетических высот, обеспечивая в то же время отвлечение от сложностей окружающей жизни. Проблема возникает, когда человек начинает понимать, что он не должен тратить так много времени на ТВ, но странным образом не в состоянии сократить сидение перед телевизором! Знание того, какими манками располагают медиа, поможет телеголикам лучше контролировать свои поступки.

Тело в состоянии покоя стремится сохранить покой

УДИВИТЕЛЬНО, как много времени люди проводят перед экраном. В развитых странах человек посвящает ТВ 3 часа в сутки (половину своего досуга!). Таким образом, каждый, кто живет до 75 лет, 9 лет проводит перед экраном. Стало быть, это доставляет им удовольствие. Тогда почему же два человека из пяти взрослых и 7 из 10 подростков считают, что слишком много времени посвящают ТВ? 10% взрослых считают себя "телезависимыми".

Ученые привлекали для изучения деятельности мозга электроэнцефалограф (ЭЭГ), вели наблюдения за пульсом и кожными реакциями телезрителя. Данные ЭЭГ свидетельствуют о меньшей активности мозга при просмотре ТВ, чем при чтении. Другие исследователи раздавали испытуемой группе бипперы, услышав сигнал которых, нужно было записать, чем они занимаются в данный момент, и оценить по шкале свое состояние. Нетрудно догадаться, что если они в момент сигнала смотрели ТВ, то чувствовали себя расслабленными и пассивными. Что интересно, так это тот факт, что состояние релаксации улетучивалось, как только отключался телевизор, хотя снижение бдительности и пассивность сохранялись.

Участники эксперимента согласны в том, что телевизор как будто высасывает из них энергию, создавая ощущение опустошенности. После "сеансов" им труднее сосредоточиться, хотя от чтения таких последствий не ощущалось. После занятия спортом или хобби настроение у людей улучшалось, а после просмотра ТВ настроение либо оставалось прежним, либо ухудшалось. Чувство релаксации у зрителя появляется, как только он включает телевизор. Так как оно возникает так быстро, люди ассоциируют просмотр с отдыхом и разрядкой. Эта ассоциация усиливается, так как это чувство сохраняется при просмотре. Опасения телезрителя, что чувство расслабленности исчезнет, если он перестанет смотреть на экран, заставляет его не выключать прибор из сети. Чем дольше люди сидят перед телевизором, тем меньшее удовлетворение они чувствуют, оторвавшись от экрана. Телезрители, которые смотрят ТВ больше четырех часов в день, получают, согласно исследованиям, меньше удовольствия, чем телезрители, которые смотрят менее двух часов в день. Исследования, проведенные в Японии, Великобритании и США, показали, что среди телезрителей из среднего класса чувство вины за непродуктивно проведенное перед ТВ время случается чаще, чем среди менее богатых телезрителей.

Для некоторых исследователей наиболее убедительной параллелью между ТВ и наркозависимостями является ломка, которую испытывает телезритель, оторванный от ТВ. Даже среди тех, кому платили за воздержание от ТВ, находились такие, кто не выдерживал испытательного срока. В семьях, проводивших львиную долю досуга за телевизором, придумать новое занятие оказалось нелегкой задачей. "Все слонялись по комнатам, как цыплята без наседки. Мои нервы были на исходе. Я старалась заинтересовать детей игрой, но тщетно. ТВ - часть их". Наиболее тяжелы первые 3-4 дня. Даже в семьях, где за телевизором проводили не так много времени, все испытывали трудности с нахождением занятия для себя, что выражалось в нарастании напряженности и агрессии. Но уже со второй недели происходила адаптация к ситуации.

Вспоминая Павлова

ЗАВОРАЖИВАЮЩАЯ сила голубого экрана обусловлена ориентировочным рефлексом, впервые описанным нашим великим соотечественником еще в 1927 г. Это комплекс сложных условно-рефлекторных реакций организма на любой новый раздражитель, будь то движение или угроза жизни. С помощью этого рефлекса мобилизуются все системы организма для быстрой оценки ситуации и принятия решения. Типичный ориентировочный рефлекс включает расширение кровяных сосудов головного мозга, замедление пульса, сужение кровяных сосудов в основных мускульных группах, блокировку на несколько секунд альфа-волн. Вся деятельность мозга направлена на сбор информации, в то время как другие части тела отдыхают. Включается ориентировочный рефлекс типично телевизионной стилистикой - частотой поворота камеры при демонстрации одной и той же сцены или смены сцен (тут важно не переборщить: свыше 10 сцен в течение двух минут резко снижают восприятие): если ориентировочный рефлекс "переработал", телезритель, хотя и продолжает смотреть на экран, но чувствует себя уставшим и опустошенным. Наблюдения за 6-8-недельными новорожденными, которые вытягивают шею в направлении лучиков света, свидетельствуют о глубоких корнях ориентировочного рефлекса.

Ориентировочный рефлекс частично объясняет такие замечания телезрителей, как: "Если телевизор включен, я не могу глаз оторвать от экрана". Форма, а не содержание объясняет уникальную гипнотическую силу ТВ. Если спецтрюки с камерой осуществляются с частотой один раз в секунду, ориентировочный рефлекс все время активизируется.

25 лет тому назад психологи изучали горцев, лишенных ТВ. Когда к ним пришло кабельное телевидение, оказалось, что и взрослые и дети стали проявлять меньше смелости и оригинальности в подходе к решению проблем и меньше упорства в их преодолении. Лишенные на некоторое время доступа к телевизорам, они проявляли несвойственную им агрессию.

Вот почему в некоторых штатах Америки, в Канаде и Австралии вводятся занятия по овладению навыками работы с медиа. Это учит детей умению анализировать то, что они видят и слышат. Для маленьких детей рекомендуют использовать кухонный таймер, звон которого дети воспринимают с большей охотой, чем напоминания взрослых об истечении времени, отпущенного им на ТВ и видеоигры.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно