УВАЖАЕМАЯ редакция газеты "АиФ. Здоровье"!
Решил описать свою весьма затяжную эпопею по лечению заикания, полагая, что это не просто привлечет ваше внимание, но и с помощью авторитета вашей газеты изменит существующее порочное положение вещей. Итак, заикание - это сложное расстройство речи, которое официальная медицина, если и излечивает, то нечасто и с превеликим трудом.
Я лично страдал этим недугом до 37 с лишним лет. Конечно, от этого не умирают, но неприятностей своему владельцу заикание приносит изрядно, калеча психику ежедневным паническим страхом речи, полным нарушением процесса общения и т.д. И вот весьма популярная газета, подвизающаяся на ниве народной медицины, в номере за октябрь 2001 года выдает очень бравую статью на две страницы о том, что некто Иванкин Алексей Андреевич успешно лечит заикание в маленьком городке Лиски Воронежской области уже на протяжении полувека. Можно было бы отнестись к этому, как к газетной утке, если бы не совершенно немыслимая фраза целителя: "Я подключаю дыхание заикающихся к "брюшному резонатору". У меня высшее техническое образование и аспирантура, но большего "брюшного резонатора", чем, простите, прямая кишка, я представить не смог. И, как это ни парадоксально, именно эта бредовая формулировка толкнула меня на поездку в Лиски.
Первое впечатление: пожилой человек с "харизмой" и размашистыми движениями, застрявший в коммунистическом прошлом, и его упитанный сын с повадками нового русского придумали, наверное, гениальную систему отъема денег у страждущих. Видимо, основная часть лечения - это декламирование фонтанирующих постсоветской ностальгией собственных стихов лично г-ном Алексеем Иванкиным, которое сопровождается хоровым пением "Смело,товарищи, в ногу" (хотя лично меня удивило, как товарищи комиссары обошли своим вниманием и вниманием мест не столь отдаленных такую колоритную фигуру, если он действительно "практикует" 50 лет). Гвоздь программы - он же "брюшной резонатор" - это выдох при речи, не втягивая живот, как обычно, а выпячивая его (нечто подобное встречается в подготовке оперных певцов, однако А. А. Иванкин гордо именует это "своим приемом"). Далее идут упражнения, которые с большой деликатностью могут быть названы "средневековой логопедией" . Одно из них - биться со всего размаху спиной о дверной косяк. Несколько человек из группы получили травмы и ушибы позвоночника, шишки и т.д. Сын целителя при этом свирепо растирает и ломает уши пациентам, основная часть которых - дети. В результате были случаи обращения в больницы за медицинской помощью из-за травм позвоночника и надрыва ушей. К этому надо добавить еще и то, что группа приехавших на "лечение" была очень большая, около 100 (ста) человек, и, по утверждениям "целителя", очередь к нему расписана на год вперед. Причем приехали не только из России, но и из СНГ.
Ни о каких индивидуальных занятиях речи нет и в помине, хотя курс стоит немало - 2000 (две тысячи) рублей за десять дней. Все десять дней - только групповые скандирования и обучение "знаменитому приему" . Из разговоров с местным населением я выяснил, что подобный ажиотаж вокруг "целителя" длится уже почти год. Мою просьбу показать разрешительные документы на подобный вид деятельности (лицензии и т.д.), а также вопрос: каким образом он отслеживает дальнейшую речевую судьбу своих бывших пациентов, г-н Иванкин не оставил без внимания: я был послан максимально далеко со словами: "Я отчитываюсь перед гораздо более высокими инстанциями". Из разговоров с тем же местным населением я выяснил, что Алексей Иванкин имеет единственное образование (может быть, кроме среднего) - стаж работы портовым рабочим. И все.
Вот так раскручивается маховик провинциального лохотрона благодаря неразборчивости иных "медицинских" изданий. Хотя как раз-таки именно эта газетка в данном случае "прикрылась" наиболее полно; туда с каждой группой под искусное дирижирование "целителя" стряпаются благодарственные письма, пока приехавшие и их сопровождающие подвержены синдрому заложника, еще и обнадеженные некоторым, увы, очень кратковременным улучшением речи, которое вызвано, как мне потом объяснили специалисты, влиянием так называемой групповой терапии.
Люди разъезжаются от "целителя" с напутствием столь же резво и неустанно осваивать "брюшной резонатор" и иже с ним, еще в течение полугода - и тогда, мол, все будет хорошо. Если же успешное лечение растает, как дым, то причина этого кроется, как вы догадались, исключительно в лености бывшего пациента. Очень искусный ход .
Теперь самая щекотливая часть моего письма. Когда я общался с местным населением, подумывая, куда направить собранные материалы: в прокуратуру ли, суд или налоговую инспекцию, - я узнал, что здесь же, в Лисках, практикует родной брат "известного целителя" Петр Андреевич Иванкин. И тоже лечит от заикания. Движимый возмущением и желая приобщить к собранным сведениям еще одну историю псевдоцелительства, я разыскал и его. Оказалось, что работают они практически по одному адресу, в соседних строениях, при этом всячески избегая друг друга.
Петр Андреевич Иванкин сразу открестился от "деятельности" брата и согласился показать последние три занятия своей группы, которую он "доводил". Все закончилось тем, что я напросился к нему в следующую группу. Курс лечения моего заикания был проведен совершенно бесплатно. Петру Андреевичу ассистируют дочь Наталья, профессиональный психолог, и сын Павел, студент Воронежского медицинского института.
Группы подбираются небольшие, до 20 человек, групповые занятия длятся около пяти часов, затем индивидуальные. Все разрешительные документы и диплом народного целителя висят на стенах учебных помещений. Более того, методика запатентована и защищена авторским правом. На мой вопрос, почему они не пытаются столь же широко "раскрутиться", как брат, имея для этого все основания, П. А. Иванкин ответил: "Я не хочу увеличивать объемы работ в ущерб качеству, так как за двенадцать дней курса нужно заложить очень капитальный фундамент для формирования совершенно новой личности и каждому должно быть уделено достаточное внимание. А пока люди приезжают только по рекомендации бывших пациентов, услышав их новую речь". Очень кратко метод П. А. Иванкина может быть описан как постановка речевого дыхания, голоса, с трансформацией страха речи в творческое волнение грядущего выступления. Насчет практики родного брата Петром Андреевичем было сказано: "Трудно оценить весь вред, причиненный его (Алексея) деятельностью. Нанесенная безграмотным лечением психотравма резко осложняет затем процесс реального исцеления. Одни из самых трудных пациентов - те, кто прошел "курс" Алексея. Чувствуя свою невольную причастность к творящимся безобразиям, я очень хотел бы исправить урон, нанесенный здоровью этих людей, однако их за это время там перебывало такое большое количество, что мне просто не осилить такие объемы".
Я очень прошу редакцию вашей газеты не оставить без внимания мое письмо и хотя бы предупредить уже записанных в очередь к Алексею Андреевичу Иванкину людей об ожидающем их незамысловатом обмане.
С уважением, Юрий К. Минск, Беларусь.
P. S. Недавно в другой газете мной совершенно случайно была обнаружена реклама "целителя" Виктора Михайловича Шахова, который обещает избавить вас от... заикания. Самое смешное, что "династия Шаховых" тоже из Лисок. Видимо, скоро каждый уважающий себя лискинец будет считать себя обязанным лечить заикание. Пример Алексея Иванкина и сына плодит подражателей.