Лечиться надо вовремя - эта прописная истина приобрела оттенок старомодности. Ведь на дворе XXI век, и уж простуду-то можно одолеть на любом этапе. К сожалению, причину температуры и кашля даже врач не всегда может распознать верно. А поселившаяся в легких инфекция, если ее не лечить, может свести в могилу за несколько дней. И даже если крепкий организм и старания врачей сотворят чудо, легкие, о которых вовремя не позаботились, покроются шрамами и будут мстить всю жизнь.
Рассказывает зав. кафедрой пульмонологии ФУВ РГМУ, доктор медицинских наук, профессор Юрий Константинович НОВИКОВ.
ИСХОД любого воспаления - замена нормальной ткани соединительной. Конечно, это не шрам на видном месте - никто не заметит. Но соединительная ткань плоха тем, что не выполняет функции той, которую она заменила, да еще и абсолютно неэластична, а значит, мешает окружающей ткани растягиваться и работать. Когда воспаление идет в легких, оно может затронуть бронхи (тогда это бронхит), легочную ткань - паренхиму (пневмония) или плевральную полость (плевриты). Если лечение начать в ближайшие часы, из воспаления можно выйти без дефектов. Чем дольше тянуть, тем больше усилий придется приложить к тому, чтобы выздороветь, и тем заметнее окажутся последствия.
Диффузный пневмосклероз (когда в воспалительный процесс при хроническом бронхите вовлекаются бронхи) приводит к тому, что бронх, раньше похожий на эластичную трубочку, превращается в негибкий, плохо растягивающийся "сосуд". Из-за этого он хуже пропускает воздушный поток, человек ходит и задыхается. Если бронхиальную проходимость подпортило одно только воспаление, можно полечиться, и дышать станет легче, хотя и не так здорово, как раньше. А если начался процесс пневмосклероза, ничего с этим сделать, увы, нельзя - дыхательную недостаточность в таком случае не вылечишь.
Локальный пневмосклероз образуется в результате тяжелой пневмонии, туберкулеза или после лучевой терапии. Участок нормальной легочной ткани заменяется соединительной, из-за чего уменьшается воздушность и деформируются бронхи. И вот тут многое зависит от размера пострадавшего участка и везения. Можно жить долго и не подозревать, что пневмония когда-то давно не разрешилась, а привела к пневмосклерозу. Но если не повезло, придется всю жизнь бороться с микробами, вызывающими нагноения - бронхоэктазы. Хроническая гнойная инфекция провоцирует интоксикацию, и самочувствие при этом держится на уровне "не то чтобы жив": температура, озноб, повышенная потливость, рядом кто-то чихнул - а человек сразу заболел. Кроме того, постоянное присутствие инфекции в организме может вызывать самые разные осложнения со стороны других внутренних органов.
Сам термин "пневмосклероз" - слово страшное, но употребляется оно довольно часто, потому что кроме описанных неприятностей используется для обозначения нормальных возрастных изменений в легких. Так что после 40 лет "пневмосклероз" в анамнезе - это не повод для паники.
Всякая болезнь в легких - от гриппа до рака - может осложниться плевритом. Через 2 недели после появления плеврального эксудата (жидкости, которой там не место) начинают образовываться спайки. Для своих "хозяев" они подобны старым переломам: дают о себе знать при простуде, смене погоды и переохлаждении. Некоторые жалуются на боли, другие рассказывают о скрипах внутри.
В норме между двумя листками плевры, внутренним и наружным, есть смазка, благодаря которой они легко скользят друг по другу, позволяя легкому растягиваться при вдохе и сжиматься на выдохе. За счет воспаления плевральные листки прилипают друг к другу и спаиваются. Этого можно избежать при своевременно начатом лечении и реабилитации - лечебной и дыхательной гимнастике. В это время перетяжки плеврального листа еще могут растягиваться, а когда они превратились в жесткую соединительную ткань, махать кулаками уже поздно.
Крупные спайки, когда врач пишет заключение: "Синусы запаяны" - называют шварты. Иногда проблему приходится решать с помощью операции: шварты рассекают - и легкое расправляется. Но операция сама по себе довольно травматичная, поэтому к ней прибегают, только когда спайки мешают функции внешнего дыхания или провоцируют частые воспаления. Если до этого, по счастью, не дошло, остается прислушиваться к своему невольному барометру и предсказывать погоду.