Примерное время чтения: 9 минут
643

Что-то с памятью моей стало...

Наша память неосязаема: ее нельзя потрогать, пощупать и сказать, где именно болит. Тем не менее немногие из нас могут похвастаться тем, что помнят каждую мелочь и ни разу не забывали о чем-то важном. Считается, что лучший способ что-нибудь вспомнить - полностью воспроизвести в памяти те условия, в которых происходило запоминание. Например, если вы забыли, куда положили ключи, вспомните, как в последний раз открывали дверь, куда шли и что делали. Вместе с этими подробностями "всплывает" место, куда вы их положили. Так или иначе, память существует, а значит, она тоже может "болеть" и ее можно лечить. О том, как это делается, рассказывает заведующий отделением реабилитации НИИ нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко РАМН профессор Владимир Львович НАЙДИН.

- ПАМЯТЬ находится в ведении науки - нейропсихологии и целиком зависит от мозга. Практически весь мозг участвует в функционировании тех или иных ее звеньев. Память включает в себя много подсистем, разных параметров, характеристик и составляющих. Одни из них могут находиться в хорошем состоянии, а другие - быть ослаблены. Поражение любой из структур мозга приведет к нарушениям памяти, но они будут проявляться по-разному. Нарушения различных звеньев памяти связаны с ухудшением функционального состояния разных зон мозга и требуют как разных медикаментозных, так и психологических способов коррекции.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее о причинах нарушения памяти.

- Они могут быть связаны с непосредственным поражением головного мозга, например, в результате черепно-мозговой травмы, инсульта. А могут возникнуть в результате каких-то неблагоприятных условий, в которых оказался человек. Это и длительное переутомление, недостаток сна, психотравмирующая ситуация, стресс, резкое изменение привычных условий жизни, а также необходимость запомнить сразу большое количество важной информации и держать все в голове, не пользуясь записями. Кроме того, снижение памяти может явиться следствием злоупотребления алкоголем, приема наркотиков, а также некоторых лекарств. После шестидесяти лет может отмечаться ослабление памяти, связанное с возрастными изменениями в мозге.

Для человека память выступает как нечто нерасчлененное. Выражается это в повседневных жалобах: "Постоянно все забываю, стало трудно запоминать, тяжело работать". Больному человеку важно понять, что произошло с его памятью, как теперь ею пользоваться. В любом случае причины, по которым "болеет" память, очень важны. Без них начать лечение трудно. Нейропсихологическое исследование с помощью специальных тестов определяет, какая именно область мозга пострадала, выделяются сильные и слабые стороны памяти пациента, формулируется программа восстановления.

- Если память "болеет", значит, ее можно лечить. Это делается с помощью обыкновенных таблеток?

- Таблетками в том числе. Существует целый класс препаратов для лечения памяти, которые назначаются врачом. В тех случаях, когда у врача на руках есть результаты нейропсихологического исследования, он может направленно воздействовать на память, учитывая спектр действия того или иного препарата на ее разные параметры. Помимо обычного приема лекарств пациенту может быть рекомендован курс лекарственной физиотерапии. Например, у нас в отделении реабилитации разработана процедура под названием "эндоназальный электрофорез глютаминовой кислоты". Молекулы лекарственного вещества при помощи специальным образом расположенных электродов в электрическом поле воздействуют непосредственно на мозг.

Не слышал - запиши

- ЕЩЕ одна возможность восстановления памяти - это психолого-педагогическая коррекция, - продолжает тему нейропсихолог отделения реабилитации, кандидат психологических наук Ольга Андреевна КРОТКОВА. - Существуют зрительная, слухоречевая, двигательная модальности запоминания. Для того чтобы запомнить один и тот же текст, кому-то нужно обязательно увидеть книгу, другому легче запомнить, если он этот материал прослушал, третьему надо самому проговорить информацию вслух, четвертому очень поможет запись, конспектирование текста, пятому для запоминания требуется выстраивание собственной логической схемы и собственных ассоциаций. У каждого свои стратегии запоминания. Хорошо, если они осознаются, тогда человек знает сильные и слабые стороны своей памяти, ему легче запоминать. Но если мозг здоров, человек может пользоваться памятью, не осознавая того, как он это делает. Но вот случилось несчастье. Разные зоны мозга связаны с разными модальностями, и произошло, например, поражение височных отделов, обеспечивающих слухоречевую память. Больному кажется, что он вообще ничего не может запомнить, однако, если со слов создавать себе зрительный образ того, что слышишь, можно запоминать с помощью зрительной памяти. Но для этого нужно перестроить нарушенную функцию памяти. Это ювелирная работа, которая происходит постепенно, не за один сеанс. Нужно выработать автоматизм, определенные приемы - в этом и заключается помощь психолога. Вырабатываются новые стратегии запоминания, в которых устанавливаются обходные пути для нарушенных звеньев памяти.

- В последнее время возросло количество черепно-мозговых травм. Как они влияют на состояние памяти?

- Тяжелая черепно-мозговая травма практически всегда приводит к ухудшению памяти пострадавшего. Во-первых, она сопровождается периодами ретроградной и антероградной амнезии. Что это значит? Из памяти стирается не только сам момент получения травмы, но и период, предшествовавший ей и следующий за ней. Продолжительность этих периодов может быть от нескольких часов до нескольких месяцев. На фоне лечения величина этих периодов может сокращаться. Например, из памяти одного больного с черепно-мозговой травмой выпал промежуток времени в пять лет. Он говорил, что ему сейчас 21 год (на самом деле было 26 лет), считал, что он учится на третьем курсе института (на самом деле уже третий год работал), забыл, что женился и у него растет сын. Постепенно он вспомнил события своей жизни за эти пять лет, однако сам момент травмы, несколько дней до нее, а также три месяца после травмы полностью стерлись из памяти. Ничего, что происходило с ним в этот период, он так никогда и не вспомнил.

Во-вторых, даже после выздоровления память может оказаться ослабленной на всю оставшуюся жизнь. Причем иногда глубина дефекта такова, что больной почти не запоминает события повседневной жизни и какие-либо новые сведения. В ряде случаев такие дефекты памяти сопровождаются ложными воспоминаниями - конфабуляциями. Например, больного спрашивают, что он делал вчера. Он начинает рассказывать, как днем ходил гулять, а вечером был в театре, описывает подробности этих событий. На самом деле он уже месяц находится в клинике и никуда из палаты не выходит. Поскольку текущие события в памяти не сохраняются, больной заполняет вакуум в своих воспоминаниях любыми образами, любыми воспоминаниями, хранящимися в памяти. Теряется представление о времени, больной не может сказать, какое событие было раньше, а какое происходило позже. Поэтому любые воспоминания, всплывающие в памяти, воспринимаются им как только что произошедшие.

Все, что я рассказала, относится к тяжелой черепно-мозговой травме, однако и легкая травма может вызвать некоторое ухудшение памяти, конечно, не такое грубое. В любом случае, если есть жалобы, если вы недовольны своей памятью, стоит пройти нейропсихологическое исследование и, если понадобится, лечение. Очень часто памяти можно помочь, главное - знать, к кому обратиться за помощью. Не могу говорить за все методики лечения, но, например, по данным отделения реабилитации нашего института, разработанная здесь методика лечения нарушений памяти дает следующие результаты: полностью память восстанавливается примерно у 15% пациентов, улучшение памяти наблюдается у 65% больных и лишь у 20% обратившихся положительный эффект получить не удается.

- Как быть с тем, что пожилые люди многого не помнят, плохо запоминают информацию?

- В подавляющем большинстве случаев процессы нормального старения требуют изменения стратегий запоминания и способов переработки информации. В некоторых случаях эти перестройки происходят спонтанно. Другим людям для преодоления возникших затруднений требуются "фармакологическая поддержка" и помощь психолога.

Но не надо думать, что все помнить - это очень хорошо. Мозги перегружаются информацией, порой совершенно ненужной. Из-за такой памяти могут страдать другие функции. Например, запомнить информацию - это запросто, а вот осмыслить ее, сделать выводы - уже трудно.

Психологические защиты

- НЕКОТОРЫЕ нарушения памяти связаны с определенными свойствами или состоянием психики, поэтому их невозможно отнести к какому-либо участку или области мозга, - рассказывает психолог Всеволод Юрьевич МАКСАКОВ. - Психотерапевты объясняют подобные нарушения охранительным функционированием психики, направленным на то, чтобы человек мог существовать без постоянных и интенсивных внутренних конфликтов. Эти механизмы психологической защиты бессознательны. Они служат для того, чтобы человек мог сохранять самоуважение, избегать тревожных мыслей и чувств, справляться с горем... Например, существует такой механизм, как репрессия, когда человек бессознательно вытесняет из своего сознания неприятный для него факт. Или отрицание, когда человек внутренне отрицает наличие того или иного события. Можно привести очень показательный пример психологической защиты - замещения. Представьте, что на работе на мужчину накричал шеф. Естественно, у него возникает агрессия, которую он выместить на боссе не может. Он приходит домой, ругает жену, жена таскает за уши детей, дети пинают собаку, собака на улице кусает шефа. Круг замкнулся. Каждый участник взаимодействия вряд ли адекватно объяснит вам причину своего агрессивного поведения: объективная причина вытеснена и эмоции направляются по более безопасному руслу.

Проблемы начинаются тогда, когда одна из защит применяется постоянно и отрицает использование других. Может быть, она когда-то была эффективна и закрепилась на уровне автоматизма. Например, все неприятные факты человек бессознательно вытесняет из памяти, поэтому их не помнит. И если сказать ему: "Вчера ты поругался с женой", не удивляйтесь ответу: "А я не помню". И когда человеку начинают доказывать, что это было, он начинает сомневаться в своей памяти, хотя, по большому счету, виновато здесь неадекватное применение психологической защиты.

Психотерапевт может помочь пациенту разобраться с подобным "нарушением памяти". Потому что наше бессознательное не бездонно. Поступающая туда информация никуда не уходит, а накапливается. Переполнение выражается в психических дисфункциях: неврозах, немотивированной агрессии, почему-то забываются важные события, причем даже те, которые не несут вроде бы никаких неприятностей. Но для человека это настолько привычная стратегия жизнедеятельности - вытеснение, что применяется уже во всех, даже неопасных ситуациях, и в результате он забывает многие факты своей жизни.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно