НЕДАВНО в Филадельфии состоялась конференция, в тематике которой, как в капле воды, отразились достижения биологии последнего десятилетия.
РЕЧЬ шла о возможностях продления жизни человека на многие годы, о долголетии и даже о бессмертии. Биологи и врачи описывали различные подходы к проблеме долголетия, а специалисты по этике и теологи рассуждали о том, будет ли благом прожить еще лет 70 или 80. Без громких фраз, сухо и деловито ученые доказывали, что такое продление - сравнительно близкая реальность. Неизбежная победа над распространенными болезнями и раскрытие механизмов старения, хотим мы этого или нет, приведут человечество к долголетию.
"Мы не хотим этого, ибо это противно человеческой природе, - сказал Дэниел Каллаган, специалист по медицинской этике из центра Гастингса в штате Нью-Йорк. - Мы не можем запретить эти исследования, но не ждите от нас одобрения". Каллагана поддержал Леон Касс из Чикагского университета, тоже специалист по этике. "Предел человеческой жизни - благо для каждого индивида, независимо от того, сознает он это или нет", - сказал он.
Все теологи-христиане выступили против долгожительства, не говоря уж о бессмертии. "Отсрочить смерть - значит отсрочить свидание с Богом", - говорили они. Представители иудаизма с ними не согласились. Раввин Нейл Гилман из Еврейского технологического центра заявил, что надо делать все возможное, чтобы продлить жизнь. "Я готов нарушить субботу и Йом Кипур, даже если они придутся на один день, ради сохранения жизни", - сказал он.
"Мы не можем не обсуждать проблему продления жизни после открытия некоторых клеточных механизмов и удачных генетических манипуляций с лабораторными животными, - сказал Майкл Роуз из Калифорнийского университета в Ирвайне. - Если мы контролируем гены, то мы можем контролировать и то, что им подчиняется, в том числе и смертность". Роуз знал, что говорил: недавно, манипулируя генами, он значительно растянул жизнь дрозофил.
Вслед за ним выступил Роберт Ланца из фирмы Advanced Cell Technology и рассказал, как неспециализированные эмбриональные клетки можно превратить в клетки сердца и с их помощью восстанавливать его работоспособность.
"Все это прекрасно, но не говорите о бессмертии, ибо соблазн бессмертия - это соблазн язычества", - стоял на своем преподобный Ричард Нойхаус из Института религии и общественной жизни.
Знатоки этики выступили с теологами единым фронтом. Доктор Касс ошеломил собравшихся, заявив, что язычник язычнику рознь. Есть такие язычники, которые могут служить примером любому христианину. Вот, например, Одиссей. Он отверг притязания нимфы Каллипсо, обещавшей ему бессмертие, и, выполняя свой человеческий долг, предпочел снова пуститься в путешествие, лишь бы вернуться к своей постаревшей Пенелопе и умереть на родной Итаке.