Караченцову - 56 лет. Главную роль в спектакле М. Захарова "Юнона" и "Авось", которая вытягивает из артиста миллион калорий, он, как и прежде, исполняет без дублера. Сам. Идете на "Юнону" - обязательно увидите Караченцова.
- Николай Петрович. В картине "ДДД" вы, будто носорог, с разбегу валите кого-то навзничь. Кто выдумал такой прием? Но, сталкиваясь на скорости, можно нанести увечья. И партнеру, и себе.
- В кино есть должность: постановщик трюков. Как правило, это руководитель каскадерской группы. Он и придумывает. Я тоже дополняю что-то. Совместное творчество.
- После такого творчества, наверное, приходится лечиться, зализывая раны и ушибы.
- Бить надо как можно правдоподобнее, но без членовредительства. Это неписаный закон театра и кино. Хотя случаются издержки, как и в любой другой профессии.
- Ваша профессия мужская?
- Женская. Мажем лицо, хотим понравиться. Кроме того, нередко слышишь, мол, актерский труд напоминает древнюю профессию - одну из самых первых и великих. Но выручает понимание того, что делали театры 20 лет назад, каким духовным, нравственным подспорьем они были в рутине бесконечного вранья. Я бесконечно благодарен М. Захарову, который определил лицо и направление "Ленкома", где я работал и работаю.
- "Юнона" и "Авось"... Сцена обольщения... По слухам, вы настолько бурно окунаетесь в процесс, что как-то раз покинули спектакль на носилках. Что вам лечили, если не секрет?
- Колено. Оно и сейчас побаливает. Хотя с момента травмы прошло уже 15 лет. Не знаю, как бы выступал все эти годы, не попади я тогда под пристальные очи светила мирового уровня А. Балакирева. Только случилось это не в любовной сцене. Это клевета. Просто я так скакал по парапетам, что один из них не выдержал. Забавно то, что дальше по сюжету мне полагалось драться с А. Абдуловым. Так и ходили "парой". Ибо самостоятельно, без Саши, я двигаться уже не мог. И если бы не эта драка, спектакль бы пришлось остановить.
- Как понимаете вы слово "профессионализм"?
- Выходя на сцену, я вижу, как стоит свет, "выпал" или "не выпал", что происходит рядом со мной, с партнерами. Не говоря уже о том, что роль надо не прочитать, не показать и не изобразить, а именно прожить, т. е. очень верно выполнить свое эмоциональное существование. На многое внимание уходит. И все это должно быть под моим контролем. Значит, я должен быть предельно сконцентрирован.
- Способность к этой концентрации вы тренируете? Как? В тренажерном зале?
- А как ни странно, это помогает. У нас в театре есть подразделение "Планета фитнес". Один подход, второй подход. Затем к другому тренажеру. Настолько мозг сосредотачивается! Кроме того, для снятия уныния играю в теннис.
- Вот здесь от жизни вы отстали, Николай Петрович. Сегодня многие сбежали с теннисного корта и мучают друг друга на татами.
- Ну мне такая ирония по барабану. Я увлекаюсь теннисом давно. Он мне необходим. Испытываю просто физиологическое наслаждение от каждого хорошего удара. Проблемы улетучиваются на 2, 3, 10-й план, и остается только желтый мячик. Для меня это очень сильное отдохновение души.
- Но есть еще одно пристрастие, с которым вы срослись. Догадываетесь о чем речь? Да о них. О сигаретах "Прима".
- Как правило, 2 пачки за день. Дурак! Тут все устроено по принципу "пока петух не клюнет".
- С количеством выкуренных за день сигарет бороться пробовали?
- Угу. И сейчас пробую: уже, по-моему, 4-ю сигарету сандалю. Мечтаю о специальной зажигалке - такую видел у кого-то из знакомых. Раз чиркнул - на маленьком табло выскакивает единичка, еще раз - двоечка. Вот так начиркаешься, а там - 72. Ого! Стоп, Коля! Сегодня уже 72-я сигарета. Это меня остановило бы.
- Но есть обратная сторона: какие-либо рамки портят настроение, и еще больше хочется курить.
- Да. В комнате для курения курить противно. Приятно, когда чашка кофе. Пепельница, собеседник. А если я куда-то должен выйти, отсмолить... Вот в Калифорнии со мной был случай: столица штата Сакраменто - город малюсенький и необыкновенный. Там все буквально так, как было 200 лет назад: и пароходики старинные, и паровозики, и тротуары деревянные. Ходили мы, смотрели, дошли до ресторана. Пообедали, и захотелось кофе. Официант принес. А пепельницы не подал. Я: "Будьте любезны". А мне: "У нас не курят". Думаю: "У, черт, все настроение испортили". Взял кофе, выхожу из ресторана, присаживаюсь на деревянный тротуар, вынимаю из кармана сигареты. Слышу опять: "У нас не курят". Я говорю: "Ну я же вышел из вашего ресторана!!!" Ответ: "У нас в ГОРОДЕ не курят". Вот тут мне стало худо. И я искал, куда сбежать от всех, чтобы в какой-то подворотне, в Сакраменто...
- Кошмар. А бросить не пытались?
- Когда я сорвал голос, отоларинголог как отрезал: "Курить нельзя. Это ваш хлеб. Вы потеряете профессию". Я так перепугался, дня три или четыре лез на стенку. Мария Владимировна Миронова привела меня в Театр сатиры, где практиковала Александра Николаевна Стрельникова, врач-фониатор, бывшая певица, автор методики лечебного дыхания. Она вернула меня к жизни после первого занятия! Это был фурор. Я в самом деле "зазвучал"... И закурил... Но по ее системе тренируюсь до сих пор.
- Читатели нередко возмущаются: "Нигде не пишут, не рассказывают о семье Караченцова".
- А чего о ней рассказывать? Как правило, я эту тему закрываю. Потому что мое. Какого хрена про это остальные должны знать? Ну если так необходимо... Я женат. Жена - актриса "Ленкома" Людмила Андреевна Поргина. Мой сын Андрей Николаевич Караченцов живет отдельно. Он выпускник МГИМО, юрист. А у меня трехкомнатная квартира. Приходите в гости.