СОГЛАСНО традиционной точке зрения мозг запоминает и анализирует полученную в течение дня информацию на стадии быстрого сна, которая "отвечает" за рост и взросление мозга. Однако недавно выяснилось, что в обработке и усвоении новой информации значительную роль играет стадия медленного сна, а вовсе не быстрого.
Во время сна в мозге вырабатываются химические вещества. К примеру, тестостерон и гормон роста также вырабатываются во время сна, играя решающую роль в закреплении и расширении опыта бодрствования. Майкл Страйкер из Калифорнийского университета в Сан-Франциско и его коллеги провели исследования на котятах, чей мозг развивается быстро и которые очень чувствительны к внешним изменениям. Один глаз животных закрывали специальной повязкой на 6 часов. Из-за этого ответ на изображение от закрытого глаза в коре головного мозга ослаблялся, а от открытого - усиливался. Если в течение последующих 6 часов после тестирования звери спали, нервная деятельность в их мозге была в два раза выше, чем у тех, кто не спал. Мозг "сонь" изменился в большей степени, даже если они проводили еще дополнительные 6 часов с закрытым глазом.
Можно ли перенести полученные данные о зрительной системе на другие виды мозговой деятельности? Применить их к сформировавшимся людям? Страйкер считает, что, конечно, можно. Ведь всем известно, что, если после подготовки к экзамену хорошо поспать, он будет сдан гораздо лучше, чем если продолжать учить всю ночь.
С ним согласен канадский психолог Карлайл Смит, занимающийся проблемами сна. Он считает, что процессы, аналогичные обнаруженным Страйкером, происходят в мозге спящего человека после получения им какого-либо опыта. Например, в своих экспериментах он обнаружил связь между стадией медленного сна и возможностью человека запоминать повторяющиеся аккуратные и точные движения, характерные для музыкантов или спортсменов. Если человек осваивал какой-то навык, затем засыпал, а его будили на стадии медленного сна, он не мог воспроизвести то, что выучил.