Примерное время чтения: 5 минут
3214

Тромбоз в воздухе

28-летняя Эмма Кристоферсон летела из Австралии в Британию. По прибытии в аэропорт Heathrow в Лондоне она почувствовала недомогание, после чего потеряла сознание и умерла до того, как была доставлена в больницу. Смерть пассажирки доктора объясняют тем, что длительное нахождение в кресле самолета в сидячей позе вызвало уменьшение циркуляции крови в сосудах, особенно ног, и это послужило причиной образования тромба в вене нижней конечности. Тромб, следуя по вене, попал в сердце, из него в легкие, что привело к серьезному нарушению функции дыхательной системы и в итоге к внезапной смерти.

Этой проблемой обеспокоены многие авиакомпании и их клиенты во всем мире. Супруги из Великобритании утверждают, что именно после полетов у них развился тромбоз. Они подали иск в суд на авиакомпании "Бритиш эйруэйз" и "Эйртур".

Риск образования тромбов повышается, если:
- продолжительность полета превышает 4 часа;
- вы страдаете варикозным расширением вен, сердечно-сосудистыми заболеваниями, раком;
- недавно перенесли хирургические операции;
- ломали ноги;
- беременны;
- принимаете оральные контрацептивы.

Синдром экономического класса

НЕПРЕРЫВНОЕ сидение в течение длительного полета может привести к нарушению кровообращения, уменьшению объема крови из-за обезвоживания, увеличению ее вязкости. Авиапассажирам приходится долгое время сидеть в одной и той же позе, с согнутыми ногами, в которые врезаются края кресла. Тромбофлебит - это воспаление стенки вены с образованием в ее просвете быстрорастущего тромба. Как правило, это запущенное варикозное расширение вен. Тромбофлебит всегда сопровождается небольшим повышением температуры тела, болью и покраснением кожи по ходу вены. Опасность заключается в том, что тромб может оторваться и попасть в сердце, легкие, мозг и стать причиной сердечного приступа, легочной недостаточности или инсульта. Это может случиться, например, во время приземления самолета из-за перепада давления. Число случаев тромбоза сосудов у людей, пользующихся услугами воздушного транспорта, достигает 30 тыс. в год. Из них 300 случаев с осложнениями вплоть до смертельного исхода.

О том, что "перекрылась" крупная легочная артерия, свидетельствует резкая боль в груди. Человек начинает задыхаться. Тромбоэмболия легочной артерии (ее закупорка оторвавшимся тромбом) развивается очень быстро. Сначала ее, как правило, принимают за инфаркт миокарда или инсульт.

Образование тромба в венах ног при длительном нахождении пассажира в одной позе ученые называют синдромом экономического класса, так как наиболее жесткие и узкие кресла находятся именно здесь. Однако наблюдения показали, что частота подобного синдрома среди пассажиров, предпочитающих более удобные кресла, ненамного меньше.

Судебные иски и эластичные чулки

ЕЩЕ около 1000 клиентов двух крупнейших авиакомпаний Австралии уверяют, что во время полетов они пострадали от "синдрома". От их имени юридическая фирма в Мельбурне намеревалась подать иск на получение компенсации. Вслед за этим авиакомпании объявили о том, что они будут печатать предупреждения об опасности образования потенциально смертельных тромбов в крови для пассажиров на дальних, переполненных рейсах.

В число истцов по делу об этой болезни входят и семьи 36 человек, которые, как утверждается, умерли от нее после полетов в самолете. Иск направлен против большинства крупных авиакомпаний, включая British Airways, Qantas, Japan Airlines, Air Canada, Air France и Singapore Airways.

Если уж в американских "Боингах" так узко и тесно, то что говорить о наших родных Ил или Ту.

В пресс-службе "Аэрофлота" сообщили, что компания уже давно знакома с этой проблемой. И ее пытаются решить. Например, в течение прошлого года совместно со швейцарской фирмой "Сигварис"(производство лечебного трикотажа) проводники компании проверяли, могут ли специальные колготки и гольфы уменьшить риск образования тромбов в ногах. Оказалось, что вполне.

Скоро бортовые медицинские аптечки самолетов "Аэрофлота" пополнятся комплектами эластичных гольфов, чулок и колготок. Их по первому требованию будут выдавать пассажирам.

В случае если на борту самолета человеку станет плохо, ему сумеют оказать первую помощь. Все бортпроводники проходят специальную медицинскую подготовку. Но все зависит от ситуации, возможно, что потребуется вмешательство врача. Если существует угроза жизни пассажира, то самолет может запросить аварийную посадку. Может, но не всегда. Опять же зависит от того, куда летит самолет и в воздушном пространстве какой страны он находится в данный момент.

Советует заведующий хирургическим отделением Городской клинической больницы N 1 им. Н. И. Пирогова, профессор, доктор медицинских наук Рафаэль Азатович ГРИГОРЯН:

- Во время длительных путешествий необходимо предпринимать определенные профилактические меры. Прежде всего нужно забинтовать голени эластичным бинтом или надеть специальные медицинские гольфы, чулки или колготы. За 10-15 дней перед предстоящей поездкой следует начать прием препаратов, улучшающих венозный отток (детралекс, гинкор-форт и др.). Перед полетом примите аспирин, который уменьшит вязкость крови. Во время длительных перелетов не стесняйтесь встать, потоптаться на месте и несколько минут походить по салону. Полезными будут периодические энергичные сгибания и разгибания ног в голеностопном суставе и притоптывание (при этом пятки не должны отрываться от пола). Напрягайте и расслабляйте мышцы ног, вращайте ступнями, плечами, кистями рук и головой, делайте небольшие наклоны вперед. Надевайте свободную одежду. Ешьте легкую пищу, избегайте излишнего количества алкоголя.

Тромбоз может дать о себе знать в течение месяца после полета. Поэтому, если вы заметите, что кожа на ногах покраснела, появились тупые боли ниже колена или поднялась температура, немедленно обратитесь к врачу. Обязательно сообщите ему, что вы недавно совершили длительный перелет.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно