К сожалению, без лекарств мы обойтись в современном мире практически не можем. А если так, то надо учиться правильно сосуществовать вместе с ними. Учиться понимать, что, когда и зачем принимать, как помочь себе, не навредив. В апреле в Москве прошел очередной конгресс "Человек и лекарство". О некоторых его итогах рассказывает Рафаэль ОГАНОВ, академик РАМН, директор Государственного центра профилактической медицины.
- Рафаэль Гегамович, в основном на конгрессе представлены фирмы, занимающиеся производством и распространением лекарственных препаратов. Насколько необходим подобный конгресс практикующим врачам?
- Недавно в нашем Центре было проведено два исследования о том, как реально российские врачи лечат стенокардию и гипертонию. Оказывается, при назначении того или иного лекарственного средства проблема часто не в цене препарата (о чем мы много и часто говорим), а в нежелании уходить от привычных схем лечения. Нередко врачи не назначают те или иные препараты, потому что или не знают о их существовании, или же не осведомлены об их особенностях приема. Очень часто врач не назначает новых лекарств просто в силу привычки: он знает, какой-то препарат, знает, как он действует, каковы побочные эффекты. Когда появляется новый препарат, в силу своей инерции врач, даже где-то услышав или прочитав о нем, просто не обращает на него внимания. Поэтому вопрос обучения врачей играет очень большую роль.
Новый подход
- О каких-то принципиально новых подходах к лечению, к созданию препаратов говорилось на конгрессе?
- Сейчас наметилась очень четкая тенденция к созданию и назначению лекарств целенаправленного действия. Если раньше лекарства действовали очень широко и было много побочных эффектов, то сейчас все чаще, врачи стремятся наносить точечные удары, то есть непосредственно на те структуры, которые участвуют в развитии заболевания.
Если говорить о новых подходах, то достаточно много говорилось, например, о роли эндотелия - внутренней выстилки артерий. Сейчас созданы новые лекарства, которые нацелены на улучшение функций эндотелия. Если, например, взять развитие атеросклероза, то на первых порах идет нарушение функций эндотелия, то есть бляшек еще нет, но функция эндотелия уже нарушена. Постепенно это нарушение переходит в дисфункциональные нарушения в самих сосудах и артериях: появляются бляшки, тромб и т. п. Новая группа препаратов целенаправленно действует на нормализацию функций эндотелия и не дает развиваться дальше патологическим процессам уже непосредственно в самих сосудах. Это привлекло внимание специалистов.
И закупаем, и производим
- Насколько мы зависимы в отношении средств лечения сердечно-сосудистых заболеваний от иностранных производителей лекарств?
- Подавляющее большинство препаратов, используемых в повседневной врачебной практике, - зарубежные. Отечественных очень мало. В основном мы или закупаем лекарственные средства за рубежом, или ввозим субстанции и здесь делаем препараты, или привозим таблетки и их расфасовываем.
Тем не менее разработки ведутся. В этом плане очень интересный доклад на конгрессе был от нашего Центра профилактической медицины, Института неврологии и Института гастроэнтерологии. Он был посвящен использованию новой лекарственной формы - асколонг. Это лекарство, разработанное у нас, в Москве, представляет собой биорастворимую пленку, которая содержит очень небольшую дозу ацетилсалициловой кислоты (основа аспирина). Если самая маленькая таблетка аспирина содержит 100 мг ацетилсалициловой кислоты, то в этой пленке ее всего 12,5 мг, но, несмотря на такую невысокую концентрацию, она оказывает очень хороший эффект, не давая тромбоцитам слипаться и образовывать тромбы. Пленка прикрепляется к десне, и, поскольку основная часть действующего вещества всасывается через ротовую полость, нет раздражающего влияния на желудочно-кишечный тракт. А ведь известно, что одним из осложнений действия ацетилсалициловой кислоты является образование желудочно-кишечных эрозий, язв и кровотечений. Поэтому этот новый препарат можно будет применять даже в тех случаях, когда есть язвы и эрозии, не провоцируя их дальнейшего прогрессирования.
Кроме того, любое лекарство, попав в печень, частично теряет свою эффективность, а здесь оно попадает в кровоток, не проходя через печень, поэтому даже небольшие дозы могут оказывать довольно хороший эффект.
Специалисты Института гастроэнтерологии обратили внимание и на то, что у пожилых больных, которые страдают ишемической болезнью сердца, часто имеются нарушения кровоснабжения и желудочно-кишечного тракта. В сосудах, снабжающих кровью желудок, тоже наблюдается ишемия, только не миокарда, как мы привыкли говорить применительно к заболеваниям сердечно-сосудистой системы, а ишемия желудочно-кишечного тракта. Это ишемия является частой причиной развития эрозий и язв, в отличие от язвенной болезни молодых, где большую роль играют бактерии, о которых сейчас много говорят.
Теоретически этим пациентам, чтобы улучшить кровоснабжение, снизить способность крови образовывать тромбы и избежать ишемии, надо давать препараты ацетилсалициловой кислоты. Но давать их боятся, потому что эти препараты сами по себе могут вызвать эрозии и язвы. Новая разработка дает возможность улучшить кровоснабжение ЖКТ, избежав эрозий. Конечно, это пока предварительные данные, но, если они найдут свое подтверждение в дальнейших исследованиях, это может существенно изменить всю тактику лечения.
Своя фарм-промышленность необходима
- И все же количество отечественных новых разработок и тех, что к нам приходят из-за рубежа, несравнимо?..
- Практически да, мы создаем очень мало новых лекарственных средств, потому что разработка препарата стоит сотни миллионов долларов. Ведь почему зарубежные лекарства такие дорогие? Потому что в цену их закладывается не только цена самого производства, но и те деньги, которые фирма затратила на разработку этого препарата. Кто был за рубежом и заходил в аптеку, знает, что там за 1-2 доллара ничего не купишь.
- Имеет ли тогда смысл развивать свою фармацевтическую промышленность?
- Обязательно.
- Мы же не можем сейчас миллионы долларов тратить на разработку препаратов?
- Но можно закупать патенты, изготавливать. Выпуск лекарств, на которые патент уже закончился, гораздо дешевле. Например, есть такой препарат для снижения уровня холестерина - ловастатин. В последние 10 лет его широко использовали во всем мире, в том числе и у нас, но из-за дороговизны принимать его могли немногие, а сейчас кончился патент, и другие фирмы начали воспроизводить этот препарат, он стал раза в три-четыре дешевле. Поэтому, если у нас будет хорошая фармацевтическая промышленность, мы сможем воспроизводить уже известные, разработанные препараты, которые в этом случае будут значительно дешевле.
Что касается отечественных препаратов, то в этом году на конгрессе было много наших компаний, которые не только продают, но, видимо, и производят не лекарственные средства, а биологически активные добавки. К сожалению, эффективность большинства биологически активных добавок не доказана, есть промежуточные исследования, но исследований серьезных, основанных на принципах доказательной медицины, или нет, или они неубедительны. БАД менее мощные по своему действию, чем какой-либо лекарственный препарат, поэтому, чтобы получить ответ, насколько БАД может быть эффективна, нужны огромные и продолжительные исследования, которые мало реальны в обычной жизни. Поэтому, как правило, в этих случаях проводятся исследования, показывающие влияние БАД на какие-то отдельные показатели (уровни давления, холестерина), но не на продолжительность жизни. А для нас это самый важный критерий.
- Чтобы избежать принятия лекарств, надо заниматься профилактикой. Вы, как руководитель Центра профилактической медицины, что посоветуете? Занимаетесь ли вы сами профилактикой?
- Да, я весной и зимой принимаю витаминные комплексы.