Актер Михаил МАМАЕВ пришел в кино и театр из журналистики и с первых же своих ролей завоевал любовь и симпатию зрителей. "Виват, гардемарины!", "Гардемарины-III", "Караван смерти", "Тайны дворцовых переворотов" - во всех этих картинах и многих других Мамаев создает образы яркие, динамичные, запоминающиеся. А вскоре на наши экраны должен выйти новый приключенческий сериал, где Мамаев сыграл российского "Индиану Джонса".
- Большинство сыгранных тобою ролей наводит на мысль о хорошей спортивной подготовке актера. И в твою бытность журналистом ты писал, в частности, о спорте. Какую роль он играет в твоей жизни?
- Со спортом у меня очень хорошие отношения. Еще будучи юнкором, я писал о военно-технических видах спорта, о соревнованиях в Крылатском на замерзшем водном стадионе. Там проводились гонки по багги, картингу, гоняли внедорожники. И в то время, когда мои сверстники играли в хоккей, я каждые выходные ездил на стадион и ради 50 строк в газете мерз там, следил за соревнованиями, писал. Еще я писал репортажи из бассейнов о соревнованиях по подводному плаванию и подводному ориентированию. И не только писал, но и сам много занимался спортом. В какой-то момент у меня было сразу 5 различных секций и кружков. Я занимался плаванием, карате, легкой атлетикой, картингом, большим теннисом, горными лыжами (это не считая литературного кружка и обучения игре на гитаре!). В общем, чем только я не занимался! И при этом учился в английской спецшколе, которая не позволяла особенно отвлекаться от учебы. Поэтому на определенном этапе жизни занятия спортом уже стали входить в конфликт с моей учебой в школе, но я все-таки как-то еще удерживался в секциях, благо тогда они были бесплатными.
У меня есть одна незабываемая грамота по карате: "За волю к победе". В тех соревнованиях, за которые мне ее дали, я не победил, но, видимо, произвел на судей впечатление человека, который если ничего не получит, то, возможно, просто умрет! И это во мне осталось до сих пор.
- При таком упорстве странно, что ты не стал профессиональным спортсменом!
- Возможно, если бы я ушел в серьезный большой спорт, то в один прекрасный день все равно бы его бросил и больше никогда этим не занимался, потому что он набивает "оскомину". Те 4 года, что я посвятил плаванию, выработали в результате на него просто аллергию! Не физическую, конечно, сыпь оно у меня не вызывало, но когда я проходил мимо бассейна, то запах хлорки рождал у меня патологический порыв скорее убежать подальше от этого места. И слава богу, наверное, что я не стал профессиональным спортсменом. По крайней мере я более-менее здоров, люблю спорт, а летом обязательно плаваю. И если летом кому-то меня необходимо найти, то ему достаточно устроить "засаду" возле ближайшего к предполагаемому месту моего пребывания водоему, и я там обязательно появлюсь, чтобы искупаться. Я живу недалеко от Строгино, и если я в Москве, то каждый летний день непременно заканчиваю на речке. А зимой у меня примерно такая же программа в отношении горных лыж. Если позволяет погода и есть время, то вечером я катаюсь на горных лыжах на освещенной коммерческой трассе в Крылатском.
- Значит, спорт в твоей жизни по-прежнему присутствует?
- Обязательно! Если нет рядом воды, если это межсезонье, когда нет снега, то можно надеть спортивный костюм и пробежаться, найти какой-нибудь турник, брусья и подвигаться - немножко разогнать сердце. После этого замечательно себя чувствуешь. А бывали ситуации, когда напряженность жизни доводила меня до депрессии, чуть ли не до загнанности. Для этого случая у меня есть особый способ: просто бежишь кросс "на преодоление". Бежишь, бежишь, бежишь... Сначала какие-то мысли о твоих проблемах еще в голове крутятся. Потом их становится меньше, меньше... И в конце концов остается только одна мысль: надо закончить еще один круг, добежать стометровку... И в результате снимаешь напряжение и чувствуешь себя просто очень хорошо! И вообще - физическая подготовка нужна непременно! Тем более если ты актер и тебя пытаются использовать в качестве героя, то ты обязательно должен быть готов к серьезным физическим испытаниям.
- При таком подходе к делу наверняка у тебя случались экстремальные ситуации на съемках?
- Ну конечно! Они постоянно случаются! Причем - к сожалению... а может быть, к счастью, чаще с угрозой не твоему здоровью, а здоровью окружающих. К примеру, драка, как бы хорошо она ни была поставлена, все равно несет в себе определенную опасность травмы: отбиваются руки, иногда даже ломаются ребра. Ошибки неминуемы! И совсем недавно (я еще не отошел от этого случая) во время съемок драки я сломал нос своему другу - человеку, которого очень люблю и уважаю. При этом я и себе разбил кулак до кости, но это ладно. И вот у меня из руки льется кровь, у него из носа... Нас - срочно в больницу, наложили гипс, сцену не досняли... Можно по-разному к этому относиться, но человек, приходя в актерскую профессию, должен понимать, что она жестокая и кровавая в прямом и переносном смысле слова. И надо быть готовым к травмам, к переломам, к ушибам, к ссорам с близкими, к безденежью, к долгому ожиданию успеха, который может и не прийти. Все это есть. И еще я помню экстремальный случай на съемках "Гардемаринов", когда в пылу снимаемого сражения мой конь, слава богу, вскользь, наступил на голову солдату-срочнику, занятому в массовке. Понятно, что никто этого не хотел. Просто снималась сцена боя: несущиеся, разгоряченные кони, бегущие навстречу солдаты, взрывы, которые гремят в том числе и почти под копытами лошадей. Лошадь сама по себе - доброе существо и в обычной жизни щиплет травку на лугу и никогда не наступит на человека. Но тут, когда все взрывается, и она думает, наверное: "Вот и хана пришла!.." Не каждый же конь понимает, что это кино и все будет хорошо. Конь начинает шарахаться, а солдат падает не там, где нужно... Слава богу, что в результате все закончилось благополучно: солдатика вылечили, конь не умер от раскаяния... и я вместе с ним - сидел-то на нем я! Хотя в тот момент я тоже просто зубами вцепился в его гриву, потому что он на полном скаку стал вытворять такое, что удержаться в седле было сложно. А я в том эпизоде вел за собой всю кавалерию, и надо было не запороть съемку... Ну, наверное, любой актер, если его разговорить, тем более - актер с героическим амплуа, которому приходится работать не только в стенах павильона, но и на свежем воздухе, с лицом, открытым ветрам, порасскажет немало подобных историй, из которых в том числе и складывается актерская судьба.