К сожалению, обстановка в России и мире такова, что от всевозможных взрослых неурядиц все больше и больше страдают дети: они оказываются втянутыми в военные конфликты, они голодают, их бросают родители, они гибнут от травм, наркотиков и болезней, теряют жилье и прочее и прочее. Недавно в Москве прошел первый международный форум "Дети в чрезвычайных ситуациях". Собрались взрослые - юристы, врачи, психологи, депутаты, педагоги, журналисты, чтобы понять, как исправить ситуацию.
ПО МНЕНИЮ доктора Л. М. Рошаля, "российское здравоохранение было бедным, бедным и осталось, но квалификация наших врачей, несмотря на недостатки в образовании и в подготовке, в среднем выше, чем на Западе, говорю об этом с уверенностью. Помощь детям, конечно, оказывается и сейчас. Но нужно очень много государственных шагов, чтобы все это было улучшено. Мы не самые худшие в мире, но проблем много. Надо выполнять законы, которые существуют, их много, но они не работают".
Законы есть, а толку нет
ТЕОРЕТИЧЕСКИ защищать наших детей призван прежде всего Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Однако тот "спасательный круг", который сейчас может предоставить общество детям, находящимся в чрезвычайной ситуации, ненадежен и не всегда может их спасти. Не один пример тому привела заместитель председателя Комитета Государственной думы по охране здоровья и спорту Т. В. Яковлева, рассказавшая, что, например, статьей 8 Закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" установлено, что государственная политика в интересах детей осуществляется на основе государственных минимальных социальных стандартов, в том числе минимального объема социальных услуг по бесплатному медицинскому обслуживанию детей, обеспечению их питанием в соответствии с минимальными нормами питания. Статья вступила в силу с 1 января 2000 года, но государственные минимальные социальные стандарты до сих пор так и не установлены, а значит, и не применяются. Те же социальные нормативы, которые действуют, не всегда соблюдаются. За примерами опять же далеко ходить не надо. Всем врачам известно, как остро стоит вопрос о выделении средств на питание больных детей, ведь и от этого в том числе зависит результат проводимого лечения. Однако в проекте федерального бюджета на 2004 год при норме 104 рубля на 1 койкодень на эти цели запланировано 76,6 рубля.
Не работает и 12-я статья закона, согласно которой органы государственной власти устанавливают социальные гарантии и льготы по обеспечению отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей, проживающих в экстремальных условиях, а также на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении. На деле же всем известно, что детские оздоровительные учреждения находятся в бедственном положении. На оздоровление детей ежегодно выделяется все меньше и меньше средств. Сокращается число детей, которым предоставляются путевки в санаторно-курортные учреждения.
Статья 10 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" говорит о мероприятиях по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающих "профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей". Тут, видимо, каждый родитель по своему опыту знает, сколько стоит консультация врача в платном учреждении, когда в районной поликлинике нет конкретного специалиста...
54 рубля на ребенка
К СОЖАЛЕНИЮ, российский бюджет нельзя назвать прозрачным. Расходы на оказание медицинской помощи детям в нем отдельной строкой не выделяются. Однако исследования, проведенные Институтом экономики Российской академии наук, показали, что доля детей в составе населения нашей страны выше, чем доля расходов на оказание медицинской помощи детям в общих расходах на здравоохранение. А должно быть наоборот - "цена" детского здоровья выше, чем взрослого человека, т. к. дети нуждаются в постоянном контроле за состоянием их здоровья, проведении регулярных профилактических прививок и т. п.
Понятно, чтобы справиться с ситуацией, необходимо улучшить финансирование здравоохранения. Для этого надо увеличить расходы бюджетов всех уровней на охрану здоровья детей. Кроме того, во многих странах для этих целей активно привлекают и меценатов. Однако у нас с благотворительностью пока не все получается, препятствует несовершенство налогового законодательства, отсутствие государственной поддержки благотворителей.
Что касается финансирования, то, как известно, Государственная дума сейчас работает над проектом закона "О федеральном бюджете на 2004 год". Сейчас в нем предложено к финансированию пять подпрограмм: "Дети-инвалиды", "Дети-сироты", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Одаренные дети" и "Здоровый ребенок". В 2003 г. на эти программы выделили 1,5 млрд. рублей. В 2004 г. ассигнования должны составить 1,7 млрд. рублей. На первый взгляд, сумма значительная. Однако если разделить ее на количество детей (в России их около 32 млн.), то расходы на ребенка в год составят всего 54 рубля, а в пересчете на доллары - $1,7. Очевидно, что реальные потребности в рамках страны на реализацию программы "Дети России" значительно выше.
По мнению Т. В. Яковлевой, в федеральном бюджете не учтены и другие необходимые расходы на детей. По итогам всероссийской диспансеризации детей выявлено, что 814 тыс. детей нуждаются в оказании высококвалифицированной медицинской помощи. По расчетам Счетной палаты, одни только расходы федеральных учреждений, оказывающих высокотехнологическую медицинскую помощь детям, на 2004 г. в федеральном бюджете должны быть увеличены на 1 млрд. рублей.
Сейчас в Государственной думе идет работа и над законопроектом "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год". Ежегодно в расходах этого фонда прослеживается политика на сокращение расходов на оздоровление детей. Например, в бюджете Фонда ОМС на 2004 год по сравнению с 2003 годом были полностью исключены расходы на частичное содержание детско-юношеских спортивных школ за счет средств Фонда социального страхования. Проект закона предусматривает, что расходы на оздоровление детей в 2004 году составят 28,5 процента от уровня 2003 года. Это при том, что результаты проведенной в 2002 году всероссийской диспансеризации детей подтвердили тенденцию снижения доли здоровых детей.
В России есть законы, но многие их нормы противоречат друг другу. В Москве принимают одно, а в регионах или на это просто не обращают внимание, или делают так, как считают нужным (принят закон об ограничении табакокурения, кто его исполняет?). Многие законы не прямые, а отсылочные. Например, в каком-нибудь постановлении, подзаконном акте указывается: "Поручить правительству Российской Федерации..." - замечательная фраза, когда не знают, что писать. Правительство поручает ведомству одному, другому, начинаются многочисленные согласования, а результата нет... Может быть, надо принять закон об ответственности руководителей всех уровней за неисполнение законов?
Языком цифр