Примерное время чтения: 5 минут
95

Ребенок не капризничает, а болеет

В КАБИНЕТ вошла женщина, ведя под руки дочь - девочку 15 лет. Девочку осторожно усадили - она не могла самостоятельно ни стоять, ни двигаться. Выяснилось, что она решила привести свою фигуру "в порядок", потому что считала себя слишком толстой. В итоге при росте 170 см она имела вес 40 кг. Ее мать несколько месяцев (!) думала, что у дочери лишь мелкий каприз и поэтому она мало ест. Тревога возникла лишь тогда, когда девочка перестала сама передвигаться. Каприз на самом деле оказался шизофренией с последующим трехмесячным стационарным лечением в психиатрической больнице...

Мама, врач-терапевт, привела сына 11 лет. "Что-то у него характер изменился. Может, он просто капризничает? Что мне с ним делать? Я думаю подавать ему валерьянки или пустырника". При более детальной беседе выяснилось, что у мальчика тяжелейшая депрессия, которая уже вот-вот приведет к серьезному психическому срыву. Пришлось более двух часов убеждать маму в необходимости серьезного отношения к состоянию ребенка и продолжительного лечения.

Заблуждения родителей

ПОЧТИ все родители и даже многие врачи-психиатры принципиально убеждены, что подростки ничем психически серьезным болеть не могут. У них, мол, существует единственная проблема - учеба, а все остальное их не касается. В качестве дополнительного аргумента они приводят собственное отрочество, когда ни с кем из их ровесников ничего особенного не происходило. На самом деле они об этом просто не знали и не знают, так как о подобных моментах не принято говорить открыто. Другой вопрос, что двадцать лет назад очень многое в нашей жизни было совершенно иным. Нынешнее время отличается гораздо более напряженным ритмом и в 4-5 раз большим количеством стрессов, сложных и проблематичных ситуаций. Подростки стали соприкасаться со многими негативными общественными явлениями, о которых их родители в подростковом возрасте даже не подозревали.

Если еще 15 лет назад школьников старших классов с невротическими явлениями было всего 5-7%, то теперь 40-70%. Не говоря уже о том, что сейчас только 5 человек из 100 рождаются с шансом иметь абсолютно здоровый головной мозг.

Причины подростковых кризов

СРЕДИ основных и наиболее распространенных причин подростковых психологических кризов - обострения врожденных задатков различных психических нарушений. Что может спровоцировать болезнь? В первую очередь гормональная перестройка организма. Подросткам приходится воспринимать и анализировать значительно больше информации, а также заниматься большим числом различных видов деятельности, уровень сложности которых стал намного выше. У них происходит резкий переход на более высокую ступень самоосознания, приводящий к повышению потребности в самоутверждении.

В наивное детство вдруг врывается суровая проза взрослой жизни, приводя к болезненной утрате множества иллюзий. Жизнь требует от них проявления большего числа разнообразных стереотипов восприятия и мышления. Происходит значительное увеличение требований со стороны родителей и учителей. Подросток имеет высокий уровень запросов и потребностей, желаний и стремлений, интересов и увлечений, но низкий уровень возможностей их удовлетворения. Это заставляет его или комплексовать, или демонстративно протестовать.

Рекомендации

1. Обследование ребенка старше 10 лет у психолога с целью:

а) определение интеллектуальных задатков;

б) определение соответствия умственного развития ребенка его возрасту;

в) определение уровня невротизации;

г) исключение серьезных психических нарушений и расстройств и состояний, им

предшествующих;

д) получение рекомендаций по адекватному отношению к ребенку и его воспитанию с учетом его индивидуальных интеллектуальных и психологических особенностей;

2. Проведение совершенно безвредных и безболезненных, но весьма ценных обследований: ЭЭГ (электроэнцефалограмма), РЭГ (реоэнцефалограмма), М-эхоэнцефалограмма.

3. Установление доверительного контакта с подростком.

4. Постоянное ненавязчивое и очень внимательное наблюдение за поведением ребенка, его отношением к родным, знакомым, ровесникам, животным.

5. Максимально частое и регулярное, доброжелательное и уважительное, тактичное обсуждение с подростком не только его проблем, но и просто интересующих его (или вас) вопросов.

6. Более правильная организация умственной деятельности подростка и его отдыха, обеспечение достаточной продолжительности сна - 8-9 часов.

7. Лечение и коррекция у опытного терапевта выявленных заболеваний внутренних органов, создающих прямой или косвенный психологический дискомфорт у ребенка.

8. Коррекция и лечение у квалифицированного психиатра или психотерапевта (необязательно в официальном порядке), но не у невропатолога (!), выявленных психологом (или другим специалистом) нервно-психических нарушений и расстройств.

9. Разработка психологом (или психотерапевтом) и осуществление подробной индивидуальной программы коррекции отрицательных психологических изменений и особенностей личности ребенка.

10. Своевременная и адекватная помощь интеллектуального, психологического и медицинского характера в сложных ситуациях как профилактика кризисов.

11. Уважительное и доброжелательное отношение к подростку в любых ситуациях, даже конфликтных, повысит ваш авторитет.

12. Терпение и терпимость, искренность и естественность, адекватная строгость к действительно важным моментам и дипломатичность дадут вам возможность завоевать положение близкого друга для вашего ребенка, и тогда никакие кризисы не будут ему страшны. А вы обеспечите себе не только душевное равновесие в эти сложные годы ребенка, но и избавите себя от очень многих переживаний и страданий на многие годы вперед!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно