ОКОЛО полувека назад в одном российском городе жила ничем не примечательная семья. Как было принято в то уже далекое время, здесь верили в победу великих идей и уверенно ожидали прихода светлого будущего. И вдруг в дом пришла беда. Родился ребенок, пораженный тяжелым недугом. Детский церебральный паралич - этот диагноз бесцеремонно лишает семью самой надежды на счастье. Зачастую от страдающих ДЦП детей отказываются, оставляют на попечение государства, но даже если семья сохраняется, тяжелое, гнетущее чувство собственной вины преследует родителей всю жизнь.
В пять лет ребенок не ходил, не говорил и даже не мог сидеть. Перепробовав все возможные средства и не добившись абсолютно ничего, отец с матерью отчаялись когда-либо увидеть сына поднявшимся на ноги. И уже ни на что не надеясь, скорее уступая нажиму родственницы, мальчика решили крестить. Так в глубоко атеистичной семье появился верующий ребенок. Ему купили иконку, и он подолгу молился перед ней, с трудом стоя на коленях и крестясь едва подвижной левой рукой. Сейчас, много лет спустя, трудно сказать, что же происходило в душе пятилетнего мальчика, но как-то раз, окончив молитву, ребенок вдруг встал, отцепился от края кровати и пошел...
- Надо иметь в виду, - продолжил рассказ-автобиографию Анатолий Семенович ЛЕВИН, невропатолог, врач высшей категории, - что дети до семи - десяти лет невосприимчивы к внушению и не способны к самовнушению, поэтому бесполезно искать в этой истории психотерапевтическую подоплеку. С другой стороны, вплоть до последней секунды я не испытывал никакого улучшения самочувствия, значит, и лекарства с процедурами здесь ни при чем. Поэтому случай, который произошел со мной в детстве, не может служить примером для подражания тем, кто рассчитывает только на свои силы. Будет справедливым сказать: не я вылечил себя, а Бог помог мне, подарив чудо исцеления.
- Как в дальнейшем складывалась ваша судьба?
- Я успешно учился в школе, окончил Астраханский мединститут и клиническую ординатуру при Центральном НИИ курортологии и физиотерапии, обрел семью. У нас двое здоровых, полноценных детей. Судьба подарила мне возможность стать заведующим отделением физиотерапии и бальнеологии в реабилитационном центре инвалидов ДЦП в Царицыно, в Москве. Если бы не то чудесное исцеление, я вполне мог бы пополнить многотысячную армию инвалидов. Поэтому работу свою стремлюсь строить на сочетании научного и духовного, медицинского и православного.
- Какие методики лечения и реабилитации больных используются вами и вашими коллегами?
- Работа проводится по нескольким направлениям. Мы стараемся сочетать физическую, психическую и духовную реабилитацию.
Область моей деятельности - невропатология, метод лечения - физиотерапия. Помимо всех известных физиотерапевтических процедур мы осваиваем принципиально новые методики. Например, сейчас проходит испытание серия аппаратов, разработанных одной из фирм военно-промышленного комплекса. Эти аппараты позволяют локально воспроизводить форму нервных импульсов, характерных для здорового органа. Известно, что любые патологические процессы нарушают микроциркуляцию крови. На фоне этого меняется проводимость прилегающих тканей и их электрическая активность. Замечено, что изменение этой самой электрической активности начинается задолго до проявления очевидных симптомов заболевания. Если на этой стадии "подправить" форму нервных импульсов наложением внешнего, правильного потенциала, то зачастую удается остановить развитие болезни на самых ранних этапах. Приборы позволяют улучшить походку, речь больных ДЦП, помогают в лечении заболеваний печени, желудочно-кишечного тракта, органов кроветворения, нормализуют обменные процессы. Удавалось даже наблюдать дробление камней в почках.
- Недуг, которым страдали вы и страдают ваши пациенты - ДЦП, - очень тяжело воспринимается окружающими. Скажите, как себя ощущает человек, скованный такой болезнью?
- Если говорить о личности здорового человека и личности инвалида, психика их будет очень сильно отличаться.
Я работаю с инвалидами, имеющими органические поражения центральной нервной системы, головного и спинного мозга. Восприятие и ощущения меняются полностью. Иногда поведение инвалидов таково, словно у них нет физических недостатков, а иногда они становятся аутичны и уходят в себя. В негативном душевном настрое часто бывают виноваты сами инвалиды и их комплексы. Как человек себя ощущает, так его и воспринимают окружающие - это закон биологической индукции. С другой стороны, мы знаем много ученых-инвалидов, которые со всеми общаются на равных. Много ли вы видели инвалидов в Госдуме? А ведь существует постановление ВОЗ, согласно которому физические недостатки человека не являются причиной для недопущения его на государственные должности и ответственные посты. Зачастую общество делает людей-инвалидов изгоями.
Дорогие читатели "АиФ. Здоровья"!
В ЭТОМ году в нашей газете появится новая рубрика, посвященная проблемам людей с ограниченными физическими возможностями, - тем, кого у нас принято называть инвалидами. Публикуемая информация будет касаться как чисто медицинских аспектов (лечение и реабилитация), так и вопросов юридического характера, социальной сферы, образования, профессиональной занятости, среды обитания.
С помощью нашей (некоммерческой!) "Доски объявлений", надеемся, вы сможете найти новых друзей, обменять вспомогательные средства реабилитации, поделиться советами, своим опытом.
Мы ждем ваших писем с вопросами и предложениями, а также призываем к сотрудничеству организации, занимающиеся проблемами инвалидов в России и за ее пределами. Как часто наша рубрика будет появляться на страницах "АиФ. Здоровья", зависит в том числе и от вас!