Примерное время чтения: 7 минут
150

Выход в замкнутое пространство

Летом нынешнего года ученые Института медико-биологических проблем под руководством академика РАН и РАМН А. И. Григорьева при взаимодействии с коллегами из зарубежных научно-исследовательских космических агентств приступили к проведению уникального эксперимента 'SFINCSS - 99', направленного на изучение длительного пребывания людей в герметически замкнутом объеме. Под такой сложной формулировкой скрывается вполне простая и конкретная цель - имитация длительного полета экипажа на космической станции, где все условия полностью моделируют космические.

ЭКСПЕРИМЕНТ действительно необычен, так как по числу участников, по срокам проведения и по поставленным задачам подобное мероприятие проводится впервые.

Помимо проведения интенсивной научной работы участникам экперимента предстоит испытать на себе многие "прелести" реального космического полета - искусственно моделируемые перегрузки, нештатные ситуации на борту и прочее.

Также нетрудно предвидеть, что в ходе эксперимента могут возникнуть и сложности чисто бытового характера; долгое пребывание людей в замкнутом пространстве накладывает свой отпечаток на их общение, их поведение. О том, как успешно преодолевать проблемы общения, постоянно возникающие в рамках замкнутого пространства (будь то космический корабль или малогабаритная коммуналка), нашему корреспонденту Михаилу ТРОФИМОВУ рассказала старший научный сотрудник ГНЦ ИМБП, кандидат психологических наук, научный координатор эксперимента Алла ВИНОХОДОВА.

- Алла Геннадьевна, в чем уникальность нынешнего эксперимента?

- В его многогранности. Эксперимент охватывает различные исследования, связанные с медициной, психологией, микробиологией, информационными технологиями и другими сферами человеческой деятельности. Аналогичные эксперименты проводились еще в советские годы, но ограничивались меньшей длительностью и участием исключительно отечественных испытателей. Нынешний эксперимент международный, так что, говоря о его уникальности, мы не кривим душой.

- Чем эксперимент интересен непосредственно для психологов?

- Результаты эксперимента интересны психологам в первую очередь с точки зрения длительных космических путешествий. Но проблемы межгруппового, внутригруппового, а также индивидуального общения существовали задолго до начала космической эры, а стало быть, актуальны и в нашей обычной, повседневной жизни.

- Здесь хотелось бы провести конкретные параллели: только какие? Тюрьма, больничная палата? А может, коммунальная квартира? Где именно полученный опыт мог бы пригодиться практически?

- Тюрьма? Нет, я бы не сказала, о таких глубоких межличностных противоречиях тут речь не идет. Люди, участвующие в эксперименте, прошли серьезный предварительный отбор. Многие предъявляемые к ним требования сопоставимы с критериями отбора в отряд космонавтов.

Так что совсем уж посторонний субъект, скажем бомж, психически больной или беспредельщик, здесь не окажется. И еще: все члены экипажей имеют определенный уровень знаний, квалификации и интеллекта. А главное, все объединены некоторой общностью интересов, единой конечной целью.

Сравнивать с больничной палатой я бы тоже не стала: испытатели - абсолютно здоровые люди, соответственно, они находятся в более выгодном положении, меньше зависят от обстоятельств. Потом, в отличие от больницы, наши участники постоянно заняты делом, а когда есть дело, и время идет быстрее. Коммунальная квартира - это уже ближе к истине: испытателям приходится решать схожие проблемы - "захват" индивидуального жизненного пространства, распределение территории, необходимость сосуществования в течение долгого времени. Или, например, прием гостей - членов других экспедиций, посещающих основные группы испытателей и "задерживающихся" на базовых модулях около недели (такая схема соответствует работе на космических станциях). Согласитесь, за неделю даже желанные гости надоедают.

Может, здесь более уместно сравнение с армией; как показывает многолетняя практика, разногласия и напряженность в отношениях нередко возникают как раз между военными и гражданскими членами экипажа - в силу привычек, склада характера, рода деятельности. Частенько в экипажах случаются такие казусы: космонавт-исследователь, за чьими плечами уже не первый полет, вынужден во всем подчиняться более младшему по возрасту, менее опытному командиру корабля - только потому, что последний является военным (по существующей практике полетов только военный может занимать эту должность).

- А может, это и неплохо, когда в коллективе существует строгая иерархия: каждый на своем месте, все обязанности четко разграничены?

- Психологи разделяют группы на конгруэнтные, с хорошо зафиксированной структурой иерархии, и комплиментарные, когда в одном коллективе оказывается несколько лидеров. Конгруэнтные группы хороши, но только для непродолжительных экспедиций - если за время длительного полета с лидером что-то случится, никто из остальных членов экипажа не сможет взять на себя его функции. Группа комплиментарного типа сможет лучше сосуществовать в условиях длительной изоляции; настроение одного передается всем остальным, это как-то сплачивает группу, и чье-либо недовольство скорее всего "выльется" на "Землю".

- Кто же оказывается "лишним"?

- Обычно самый непохожий на других - он всегда в стороне.

- А как происходит развитие проблемной ситуации: существует ли здесь какая- то схема?

- Как правило, началом открытого конфликта служит бытовой повод, который одновременно является как бы его кульминацией, - конфликт не возникает на пустом месте, ему предшествует глубокая и продолжительная обида, подчас изначальная психологическая несовместимость. Такое бывает: два человека, оба замечательные, а нормально общаться друг с другом патологически не могут.

Но хочу еще раз повторить, что в ходе нашего эксперимента таких серьезных скандалов мы не ожидаем.

- Весомый аргумент. Но тогда захочет ли кто-то из членов экипажа с вами "откровенничать", жалуясь на своих коллег?

- Конечно нет. Просто у нас есть возможность контролировать психологический климат на борту.

- Как? С помощью круглосуточного видеонаблюдения, прослушивания?

- Зачем же? В отношения участников по условиям эксперимента мы не можем вмешиваться. Зато есть приборы, способные определить возникновение психологической напряженности внутри. Например, ярко выраженное превышение углекислого газа в пределах модуля свидетельствует об учащенном дыхании людей, о волнении, о психологическом напряжении. Такие ситуации нами фиксируются и подвергаются всестороннему анализу. Регулярные отчеты командира корабля помогают нам составить наиболее полную поведенческую картину. Должна сказать, здесь мониторируется и анализируется все: дискуссии, шутки, критика, комплименты...

- И даже комплименты?

- А как же? В некоторых группах предусмотрено участие женщин. Появления дам на борту исследователи ждут с нетерпением, так что комплименты будут. Это вполне естественная потребность в общении; мужчинам требуется женское обаяние, внимание, хотя бы просто присутствие представительниц прекрасного пола.

Конечно, во время эксперимента (равно как и в условиях полета) женщина не может пользоваться косметикой и вечерними туалетами, делать макияж. Но этого и не требуется - как показывает практика, чтобы взаимоотношения в экипаже складывались благоприятно, женщине достаточно привлекательно выглядеть, быть покладистой, мягкой, где-то даже слабой; чрезмерно самостоятельная, "сухая" и волевая особа будет только мешать.

- А еще какие факторы играют для участников положительную роль?

- Занятость. Даже в свободное от работы время. Интеллектуальные игры, работа за компьютером. Например, нашим испытателям пришлись по душе эксперименты по телемедицине, групповые дискуссии по разным вопросам. Экипажи имеют возможность смотреть телевизор и находятся в курсе происходящих событий.

- Как же они реагируют на события?

- В экстремальных условиях любая новость воспринимается неадекватно, человек на все реагирует острее. Например, волна взрывов жилых домов в Москве и на Северном Кавказе до глубины души потрясла всех наших участников.

Радостные события, такие, как день рождения, сеанс связи с родными, тоже воспринимаются по-особенному - как праздник. Даже обычные земные явления - свежие овощи на обед, игра в "картишки" - доставляют нашим участникам радость и удовольствие. Но самые сильные мгновения счастья, думаю, им подарит глоток свежего воздуха после долгожданного выхода из замкнутого пространства.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно