КОМПЬЮТЕР появился в нашей жизни совсем недавно. Еще десять лет назад иметь его дома считалось неслыханной роскошью. Сперва он выполнял роль послушного слуги - главным образом в научных целях. Одновременно с подешевением компьютеров и соответственно с увеличением числа пользователей появляются компьютерные игры. Теперь компьютер - игрушка. С ростом сети Интернет компьютер становится инструментом достижения самых различных целей, притом не всегда законных (стоит вспомнить легендарные истории ограбления хакерами банков через сеть или взломы через сеть же различных закрытых сетей с целью получения информации). Теперь компьютер надевает на себя маску преступной отмычки для взлома сейфа или виртуального магазина.
Но на этом совсем не заканчиваются образные метаморфозы этого чуда техники. Недалек тот день, когда компьютер мог бы надеть на себя и маску злодея. Речь идет о все усиливающемся проникновении компьютера и виртуального мира в нашу жизнь, при которой неизбежно начинаем меняться и мы; о возможности использовать его как отмычку, взламывающую уже нас.
Человеческая психика отчасти сродни машине или механизму. И то, как мы воспринимаем вещи, зависит не только от того, что мы видим или хотим увидеть, но и от того, как мы это видим. Звук, цвет, движение порождают в нас разного рода эмоции, и они значительно определяют нашу оценку того, что мы видим. Именно возбуждение определенных эмоций и становится основным ключом для воздействия на наши желания. Грубо говоря, на бессознательном уровне красный цвет настраивает на активные действия, черный - вносит депрессивный мотив, ядовито-желтый - отталкивает. О связи между эмоциональным состоянием и цветом говорит уже сам факт существования различных психологических тестов, использующих цвет в качестве индикатора душевного настроения человека. То же и в отношении движения - перспективное изображение объектов, динамика стимулируют одно настроение, плоское изображение - совсем другое. О музыке и говорить не приходится: по воздействию на человеческую психику она занимает чуть ли не первое место.
Идея комплексного воздействия на желания при помощи цвета, звука и движения не нова, она уже использовалась в некоторых обучающих программах. Суть подобных экспериментов можно понять из призыва: "Дайте возможность программирования вашего сознания на успех!" Нетрудно додумать, что, если нас можно запрограммировать на успех, также можно запрограммировать и на неудачу. Так что, хотя подобная разработка и имеет своей целью оказание положительного влияния на сознание человека, но сама идея оказания этого влияния позволяет говорить о возможности направленного воздействия, и при необходимости отрицательного.
Получается, что компьютер вполне мог бы послужить средством оказания реального воздействия на наши желания. Например, можно привлечь внимание к какой-нибудь продукции, постоянно ненавязчиво появляющейся в действии компьютерной игры. Герой игры пьет кока-колу, кока-кола оказывается ключом для разгадки ребуса и так далее. При этом цветовое решение, динамика движения, звук создают максимально позитивное настроение у игрока, и его, условно говоря, программируют на приобретение кока-колы.
Вообще воздействие на сознание через игру может быть очень сильное, поскольку играющий человек - человек, находящийся в особом, предрасположенном для внушения состоянии, а уж о детях - основных потребителях игр - и говорить не приходится.
Конечно, нельзя сказать, что компьютер несет вред и тотальное программирование населения. Само по себе проникновение компьютера в повседневную жизнь - неизбежность нашего времени, но при этом нельзя забывать, что он несет с собой возможности, которые вряд ли будут в будущем незамечены предприимчивыми людьми. Если раньше умные люди находили способы взламывать находящиеся под многоуровневой защитой банковские системы, то почему не найдутся те, кто попытается спланировать наши желания? Уровень современной компьютерной графики, приближающейся по качеству к видеоизображению, возможности воспроизведения звука - все это создает благоприятные условия. Выгода от подобной деятельности есть, стоит просто вспомнить эффект двадцать пятого кадра, опробованный в кинотеатре, когда во время сеанса каждый 25-й кадр в фильме рекламировал попкорн. Для глаза эти кадры были незаметны, однако после сеанса количество проданного попкорна резко возросло.
Наложить запрет на подобную деятельность будет практически невозможно, поскольку программирование человеческих реакций при помощи подобных средств идентифицировать будет непросто. Между тем уже сегодня психиатры в шутку говорят о патологической привязанности определенной категории людей к сети Интернет.
Так что, покупая домой компьютер, вы покупаете не только полезный инструмент для ведения дел, самообучения и получения информации, но и троянского коня, который может воздействовать на ваши желания довольно изощренными способами. Хотя очевидно, что уравновешенный и здравомыслящий человек вряд ли станет жертвой такого воздействия. Вероятно, нам просто следует следить за тем, чтобы компьютер оставался прежде всего слугой и никогда не становился нашим хозяином, иначе мы имеем возможность в будущем стать жертвами этого услужливого творения, которое всего за тридцать лет столь существенно преобразило мир.