ВОПРОС о том, почему не болит голова у дятла, актуален прежде всего для тех, кого мучают головные боли. На самом деле еще не факт, что у дятла никогда не болит голова, ибо все живое способно ощущать боль. "Боль - сторожевой пес здоровья", - говорили древние врачи, не знавшие наркоза. Современная медицина, владеющая всевозможными обезболивающими препаратами, не спешит отказываться от этого изречения. Ведь, по существу, именно боль первой предостерегает, предупреждает, сигнализирует: "Что-то в организме не так". Невропатологам известно редкое, но весьма опасное заболевание спинного мозга - сирингомиелия, которое сопровождается исчезновением болевой чувствительности. Больные "безболезненно" обжигаются, ломают конечности и могут так же "безболезненно" погибнуть, если не от травм, то от осложнений.
У каждого пациента складываются свои отношения с болью. Одни со спартанским спокойствием и даже мазохистским наслаждением способны терпеть адские муки, приходят в трепет от одной мысли о встрече с человеком в белом халате. Такие пациенты доставляют немало хлопот врачам, обращаясь в состоянии, когда уже "поздно пить "Боржоми". Другие, напротив, всякую боль расценивают как "опасную для жизни" и при малейшем нарушении самочувствия бегут к докторам, но именно это "излишнее" беспокойство часто помогает выявить заболевания на ранней стадии.
Анатомия боли
КАК известно, причиной всякой боли является повреждение живой ткани, снабженной болевыми рецепторами. Болевыми нервными окончаниями опутан весь кожный покров, в меньшей степени они присутствуют в толще мышц, сухожилий, в пленках, покрывающих сосуды и кости. Их много в оболочках внутренних полостей (брюшной, полости черепа) и почти нет в толще мозговой ткани и в хрусталике глаза.
Несколько слов о внутренних органах. Условно их разделяют на полые (желудок, кишечник, желче- и мочевыводящие пути и т. п.) и мякотные (печень, селезенка, почки и т. п.). Толща мякотных органов лишена болевых рецепторов, зато они одеты серозными оболочками, обладающими болевой чувствительностью. Болевые ощущения в этих органах появляются только тогда, когда патологический процесс приводит к растяжению их оболочек, обычно это происходит вследствие увеличения органа (воспалительный отек, опухоль).
Полые органы также на различном протяжении одеты пленками, снабженными нервными окончаниями. В стенках этих органов нервных окончаний нет, зато они есть в некоторых внутренних (слизистых) оболочках. Правда, только в тех, которые развиваются с участием клеток кожного эпителия (полость рта, пищевод, гортань), другие - выстланы эпителием так называемого кишечного типа (желудок, кишечник, протоки печени) и "не чувствуют боли". Именно поэтому раздражение слизистой желудка сопровождается не болью, а ее эквивалентом - спазмом. Но стоит патологическому процессу разрушить стенку желудка и дойти до внешней (серозной) оболочки, чувствительной к боли, пощады не жди.
Формула боли: чем глубже, тем больнее...
ЕСЛИ говорить об интенсивности боли, то закон предельно прост - интенсивность боли пропорциональна энергии разрушения, поглощенной живой тканью. Другими словами, чем тупее предмет, рвущий ткань, тем больше боль. Ушибленные и рваные раны заживают хуже, чем резаные, по той причине, что в рваных ранах больше пострадавших полуживых тканей, а значит, и процесс заживления длительнее. То же самое с ожогами (электрическими, химическими, тепловыми) - чем больше площадь и глубина обожженной поверхности, тем больнее.
Многие на собственном опыте знают, что любой воспалительный процесс сопровождается болевыми ощущениями. Дело в том, что воспалительный отек нарушает нормальное кровоснабжение клеток и ткань начинает "задыхаться" от недостатка кислорода. Общим непосредственным раздражителем болевых рецепторов при воспалении служит накопившийся избыток углекислого газа. Чем выраженнее воспалительный процесс, тем сильнее болевая реакция.
При спазме (колике), особенно при быстро наступающей закупорке камнем, может быть настолько сильная боль, что больные плачут. Медленно развивающаяся закупорка (например, при опухоли) дает слабые, но постоянные боли. Воспалительная боль либо нарастает до нестерпимой (нагноение), либо постепенно уходит (рассасывание). Если через два-три дня отступившая боль возвращается и усиливается, это свидетельствует об осложнении.
Ловушки мнимого больного
СОГЛАСИТЕСЬ, счастливчик, не знающий зубной боли, - завидное исключение из всеобщего правила, большинству хоть раз в жизни пришлось пережить это "испытание". Боль в зубе воспринимается его мякотью - пульпой, в которой расположены сосуды, а главное - нервы. По мере разрушения боль усиливается, хорошо, если хватает мужества "пресечь" процесс и посетить дантиста, а если его (мужества) нет, но есть обезболивающие препараты, значит, зуб обречен. На какое-то время боль отступает, но проходит день-два - приступы возобновляются, и, о ужас, пол-лица разносит флюс. Что же произошло? Все просто и логично: пульпа отмерла, а мертвое, как известно, не болит, отсюда временное затишье, но процесс перекинулся на соседние живые образования (корень зуба, челюсть) - увеличилась площадь поражения, усилилась боль. Фаза некроза ткани (смерти) и есть ловушка: симптомы при ней стихают, больной успокаивается, но "ягодки"-то еще впереди.
Деформация внутренних органов (перегибы, завороты, ущемления) тоже таят в себе немало "сюрпризов". В начальном периоде развивается резкая спазматическая боль - колика (желчная, почечная, кишечная). Орган, стараясь самостоятельно освободиться от закупорки или удавки, судорожно сокращается, и колика повторяется вновь. Когда же мышцы устают бороться, наступает коварная фаза затишья. А дальше, если во время не вмешаться, как при любом застое, развивается воспалительный процесс, а то и некроз.
Боль, такая разная...
У КАЖДОГО своя боль, и понять, прочувствовать чужую боль дано немногим - это дар Божий. Распутать клубок ощущений пациента и выяснить причину боли - задача не из легких, даже для врачей. Ведь одно дело - укус или порез, который "налицо", и совсем другое, когда "не то колет, не то режет" где-то внутри. К примеру, больному обследуют грудную клетку на предмет непонятных болей под ключицей. Терапевт привлекает к обследованию невропатолога и пульмонолога, а потом, оказывается, что искали не там и не то, так как обнаруживается высокосидящая желудочная язва. Места отражения болей от больного органа, в общем, не случайны, хотя довольно разнообразны. Боль, исходящая из мягких тканей, костей и суставов, обычно локализуется в зоне повреждения, а "отражение" происходит по ходу нервов: вдоль ноги при радикулите, полукругом по груди - при межреберной невралгии и т. д. Боли, исходящие от внутренних органов, имеют более широкие, но часто типичные зоны "отражения" (см. табл.).
У боли много оттенков - ноющая, дергающая, жгучая, стреляющая, но все-таки терпимая. При обширных разрушениях тканей, множественных переломах или травмах внутренних органов боль иногда достигает своего апогея - возникает шок. Человек уже не кричит, у него просто нет сил, он перенасыщен болью и поэтому лежит спокойно, это уже извращенная реакция нервной системы на боль.
В физической боли мало привлекательного, но она неразлучная спутница всего живого, ведь если бы в мире не было боли, он попросту был бы мертв. На наше счастье, природа нашего тела мудра, поэтому надо просто почаще прислушиваться к себе. Живите без боли, но с умом.