Примерное время чтения: 4 минуты
2645

Хороший врач - какой он?

Самые профессионально важные личные качества врача - это внимание, мышление и воображение. Однако для хирургов и реаниматологов очень важны волевые качества и работоспособность, для хирургов и стоматологов - моторика рук, для педиатров - эмоциональные качества.

КАЧЕСТВА и свойства личности хорошего врача изучали российские психологи из Кубанской государственной медицинской академии в Краснодаре. Причем поскольку специализация у врачей разная, то и нужные качества, вероятно, разные? Для оценки профессионально важных психологических свойств психологи привлекли 30 хирургов, 17 реаниматологов, 28 терапевтов, 41 педиатра и 27 стоматологов, всего 143 врача. Все они были молодыми специалистами, их стаж не превышал 5 лет. Врачам предложили список из 97 индивидуально-психологических черт, сведенных в 12 групп. Им надо было оценить профессиональную значимость всех этих свойств с точки зрения успешности в своем виде деятельности. Каждое качество оценивалось по трем критериям: совершенно необходимо для успешной работы; желательно; безразлично для работы.

Все опрошенные врачи на первые три места по степени профессиональной значимости поставили внимание, мышление и воображение. Что касается внимания, то это "способность длительное время сохранять устойчивое внимание, несмотря на усталость и посторонние раздражители", "умение распределять внимание при выполнении нескольких действий", "большой объем непроизвольного и послепроизвольного внимания". Быстрое мышление подразумевает "способность принять верное решение при недостатке информации или отсутствии времени", "способность видеть дальше очевидного" и "умение выбирать из большого объема информации нужную для решения данной задачи". Воображение необходимо как "способность прогнозировать исход событий", "способность наглядно представить себе новое, не встречавшееся ранее, или старое, но в новых условиях", а также "умение видеть несколько возможных путей и выбирать наиболее эффективный". На четвертое место врачи поставили волевые свойства личности, такие как "способность к волевой мобилизации", "сохранение собранности в нестабильных условиях", "высокий самоконтроль эмоций и поведения" и "способность брать на себя ответственность в сложных ситуациях". Три свойства были определены как не важные для труда врача. Это свойства моторики: "красивый почерк", "умение быстро записывать" и "согласованность одновременных движений рук и ног в различных сочетаниях". Однако у врачей разных специальностей приоритеты личностных качеств несколько различаются.

Так, хирурги, поставив на первое место внимание, выше прочих оценили мыслительные, волевые качества и работоспособность. Высокий балл у хирургов получили свойства моторики, такие как быстрота и точность пальцев рук, согласованность движений с восприятием, устойчивость к статическим нагрузкам, пластичность движений и быстрая реакция на внезапные зрительные впечатления.

Похожие результаты у врачей-реаниматологов: на первом месте у них - внимание, и высокие оценки даны волевым свойствам и работоспособности. А вот коммуникативные способности, такие как "умение вести деловую беседу", "умение донести до слушателя свои мысли", реаниматологам не слишком нужны в работе - их пациенты по понятным причинам не нуждаются в общении.

В группе врачей терапевтического профиля (терапевтов, педиатров, стоматологов - всего 96 чел.) наиболее важными также названы внимание, мышление и волевые качества. Терапевтам, однако, нужна и хорошая моторика - для умения быстро записывать, хорошая дикция, чтобы объясняться с пациентом, и работоспособность - точнее, умение ее сохранять в монотонных и однообразных условиях.

У педиатров помимо мышления и внимания высокий балл получили эмоциональные свойства, в том числе "эмоциональная устойчивость при принятии важных решений"; "способность располагать к себе людей" и "тонкая наблюдательность по отношению к душевной жизни человека". Без этих качеств невозможно работать с детьми.

Для стоматологов по сравнению с другими врачами выше значимость свойств моторики и эмоциональности (нелегко сохранять эмоциональную устойчивость, когда пациент в кресле кричит), а менее важны память, мышление и волевые качества.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно