Примерное время чтения: 5 минут
116

В борьбе с птичьим гриппом главное - дисциплина!

Птичий грипп продолжает бушевать: если в прошлом году он был зарегистрирован в 24 странах, в этом году их уже 57. Люди напуганы, птиц в срочном порядке вакцинируют. И тем не менее причин для паники нет! Так считают руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт и его заместитель Евгений Непоклонов. И объясняют, почему.

ЧЕГО МЫ БОИМСЯ:

вирус быстро распространяется, а вакцин в регионах не хватает.

Как будет развиваться ситуация, напрямую зависит прежде всего от правильных действий на административных территориях. Ещё в июле прошлого года мы полностью описали, что и как нужно делать на местах. Первое: нужно обеспечить безвыгульное содержание птицы - это только административная мера, которая в разы снизит возможность появления заболевания. Второе: проводить вакцинацию нужно только в особо опасных местах, прилегающих к очагам заражения. По нашим данным, для этого требуется 160 млн. вакцин.

Производство вакцины начато с января на заводах в Покрове и Ставрополе. В марте выпущено 34 млн. доз, в апреле будет произведено 42 млн., в мае - 70 млн. Дальше выходим на 1 млрд. 200 млн. в год, т. е. по 100 млн. доз в месяц, поэтому с вакциной проблем не будет. К середине марта в регионы было отправлено около 20 млн. доз.

Разговоры о нехватке вакцины говорят о том, что в этих регионах ведут неграмотную вакцинацию. Создание всеобщего психоза приводит к тому, что количество заявок, которые подают регионы, увеличивается в геометрической прогрессии. Это свидетельство того, что в регионах муниципалитеты не знают, сколько у них птицы, и хотят снять с себя ответственность: вот нам не дали вакцину, у нас птица заболела. Провакцинировано - не провакцинировано, не в этом вопрос. На первом месте стоит закрытое содержание птицы, на втором - борьба с переносчиками вируса (воронами и другими птицами, питающимися падалью).

Кроме того, поголовно вакцинировать птицу не нужно - об этом никто не говорил. Иначе наличие антител к вирусу гриппа в крови птицы потом даёт ситуацию, когда долгое время непонятно: то ли там заболевание, то ли это антитела. Вакцинировать птиц надо только в местах примыкания к очагам заражения - "закольцевать" вирус, а потом уничтожить. К тому же пик вакцинации должен быть за месяц до того, как начнут выводиться утята, гусята и остальные птенцы, которые являются основными переносчиками вируса. В остальных случаях приходится уничтожать птицу, как, например, в Астрахани. Вирус был выявлен на одном подворье - птицу уничтожили, и всё. Это не значит, что теперь нужно прививать всю Астраханскую область. Поэтому мы не ставим задачи провакцинировать поголовье. Главное - не допустить мутации вируса и сохранить людей. Возможности ветеринарных служб позволяют производить быструю диагностику вируса птичьего гриппа. Быстрое выявление заболевания сегодня - 90% успеха. Остальные 10% - на администрации. Если идёт быстрая локализация, вообще нет никаких проблем. А если ветеринарная служба будет работать неэффективно, следующими пострадавшими будут люди.

ЧЕГО МЫ БОИМСЯ:

птицу уничтожают, а хозяин остаётся "на бобах".

Компенсация владельцам уничтоженной птицы определенно должна выплачиваться. Но как? После административной реформы многие вопросы с нормативной базой не урегулированы до конца. Сейчас идёт работа по подготовке блока документов и инструкций, которая должна быть закончена в самое ближайшее время. Для получения компенсации главное - соблюдать определённые условия содержания птицы (если рекомендовано её изолировать, а вы этого не делаете - компенсации, естественно, не будет). Следить за этим должны ветеринарные службы на местах.

ЧЕГО МЫ БОИМСЯ:

скоро кошки и собаки будут носителями птичьего гриппа.

Паника, которую подняли в связи с заявлением о наличии вируса гриппа у кошки в Германии, необоснованна. Нет причин вводить резкие ограничения по изоляции кошек и собак от домашней птицы. Конечно, нужно следить, чтобы ни собаки, ни кошки, равно как и вороны, не ели павшую птицу, т. к. основной источник возбудителя заражения - это кишечный материал и фекалии птицы. Кроме того, нет ни научных, ни практических данных, подтверждающих, что кошка или собака опасна для человека как переносчик вируса.

Зарегистрированы только случаи заражения человека от кур. Например, в Турции заболели и погибли дети. Но опять же из-за несоблюдения мер безопасности. Дети приходили в курятник, где находилась инфицированная птица и в фекалиях скапливалось большое количество вируса, и получали массированную дозу вируса. Вдыхая возбудитель в большом количестве, получали через лёгкие механическое заражение, которое приводило к отёку лёгких и гибели.

ЧЕГО МЫ БОИМСЯ:

к нам завезут в вирус из других стран.

Ветконтроль на границах ужесточён. Дополнительные меры будут вводиться адекватно ситуации. Пока такой необходимости нет. Другое дело, что у нас на границах нет условий для досмотра. Например, в Литве идёт нейтральная полоса дороги, дальше раздвоение: прямо едут те, у кого нет ветеринарных и фитосанитарных грузов, направо - те, у кого они есть. Там машина может разгрузиться, храниться и т. п. У нас нет ни одного такого пункта, а люди, которым нужно ветеринарно проверить наличие штамма, стоят в общей очереди.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно