16 мая с. г. я поступил в Дорожную клиническую больницу им. Н. А. Семашко на станции Люблино ОАО "РЖД". После оформления в приёмном и глазном отделениях, ещё до встречи с лечащим врачом и назначения лечения, главный окулист Выборнов в жёсткой форме потребовал добровольного подписания "Согласия": либо я его подписываю, либо покидаю больницу без лечения. Необходимость подписания "Согласия" Выборнов объяснил тем, что больница нынче негосударственная - с платными услугами, хотя в предварительной беседе на мой вопрос: "Сколько, кому и за что официально или "в халат" нужно платить?" - ответил: "Почётных железнодорожников лечим бесплатно". Альтернатива содержанию "Согласия" не допускалась. Каким законом это " Согласие" предусмотрено? Я такого не нашёл. Мне тоже не показали. Я оказался выброшенным Выборновым на улицу без медицинской помощи. Не для такой отраслевой медицины трудились три мои поколения железнодорожников. Содержание "Согласия" свидетельствует о низкой квалификации медперсонала, снимающего с себя ответственность за неизвестные безалаберные манипуляции и эксперименты, вплоть до инфицирования, например, СПИДом, заражения крови и даже "неблагоприятного исхода" (т. е. смерти). Если бы я, когда в молодости вёл поезд, потребовал от пассажиров подобного "Согласия" о рисках и "неблагоприятном исходе", меня не только лишили бы права управления локомотивом, но и отправили в психиатрическую лечебницу, ибо безопасность движения безусловна.
Ветеран труда, почётный железнодорожник О. Г. КУПРИЕНКО
Бумажка для плохого врача
- ТАКОГО понятия "Согласие на любое вмешательство в организм человека и на медицинские манипуляции, влекущие негативные последствия для здоровья" в медицинском праве нет, - говорит адвокат Любовь САМОЙЛОВА. - Бланк обязательного "Согласия" не предусмотрен ни одним приказом Минздравсоцразвития и предыдущих Минздравов СССР и РФ. Более того, правотворчество отдельных лечебных учреждений в изготовлении "Согласий" на что угодно противоречит статье 32 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, в которой написано, что согласие на медицинское вмешательство должно быть информированным и добровольным, после сообщения пациенту врачом (в доступной форме!) сведений, предусмотренных статьёй 31 указанных Основ (информация о болезни, прогнозе её развития, различных методах лечения, связанном с ними риске и возможных последствиях). Замечу, что ст. 32 Основ, именуемая "Согласие на медицинское вмешательство", не содержит таких устрашающих пациента требований - соглашаться на все возможные осложнения, вплоть до смерти. Если нет гарантии на улучшение состояния здоровья, имеется большой риск развития осложнений, вплоть до смерти, зачем же применять такой способ лечения тайно от больного и его родных?! Безусловно, надо обсудить с больным возможные варианты замены рискованного вмешательства на иное лечение. Противоправные "Согласия" пациентов на всё плохое, что только может произойти с ними в данной больнице, следует расценить как приготовление к запланированному сознательному причинению вреда здоровью и жизни населения РФ, и запущено это вредительство явно сверху, поскольку текст "Согласия" в ряде регионов полностью совпадает с текстом, присланным жителем Москвы О. Г. Куприенко.
В связи с непрекращающимися обращениями граждан, пострадавших от некачественной медицинской помощи, в суды, прокуратуру и ведомственные органы ряд российских больниц понуждает пациентов подписывать бумажку о так называемом согласии на всевозможные вредные манипуляции, чтобы избежать ответственности и не платить пациенту компенсацию за дефекты лечения. Видимо, и в Дорожной больнице им. Н. А. Семашко врачи уже столкнулись с недовольными пациентами, жалующимися на плохое качество услуг, знают о своих недостатках, но не хотят улучшать качество своей работы, а пытаются уйти от ответственности за нарушение прав пациента на хорошее лечение. Подпись пациента на документе о согласии со всем, что бы ни сделал с ним медперсонал, важна для плохого врача, заранее предопределившего человеку все возможные неблагоприятные последствия лечения. Добросовестным врачам бумажки типа "Согласия" не нужны.
Юристы медучреждений выгораживают врачей и используют подписанное "Согласие" пациента, чтобы получить решение суда об отказе в иске о компенсации вреда здоровью по тем основаниям, что пациент "сам захотел именно такие негативные последствия получить и сам расписался за то, что он согласен на любую таблетку и мучения" - лишь бы его положили в больницу и хоть чем-то начали лечить. Незаконные "Согласия" имеют цель психологически подавить волю пациента, превратить его в подопытного кролика. Подписал - значит, можно сразу отказаться от жалоб и обращений в суд, думает иной пациент, счастье - что вообще жив остался. Мы, адвокаты, объясняем в таких случаях, что никакое согласие не может служить оправданием халатности, недобросовестности, низкой квалификации медперсонала, не соблюдающего медицинские нормы и стандарты лечения, установленные более чем в трёх тысячах приказов, которые в основном пылятся на полках и не исполняются. Безответственность медучреждения не может быть узаконена бумажкой неинформированного вынужденного согласия, не предусмотренного никакими правовыми нормами. По смыслу российского законодательства никакая бумага, в которой пациент впопыхах расписался (думая, что вреда от этого не будет, что так и надо подписывать такие бумаги), не может ущемлять его право в соответствии со ст. 41 Конституции за счёт бюджетов всех уровней, фондов страховой медицины и иных источников получить бесплатно современное обследование и лечение, наиболее безопасное, какое только возможно. За обман, ложь, сокрытие информации об альтернативных лучших методах лечения - то есть жизненно важной информации, повлекшей причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть, статья 237 УК РФ предусматривает до 5 лет лишения свободы.
"Это подпишет только самоубийца"
ПРЕЖДЕ чем подписывать медицинские бумаги, пациенту и его родным надо хорошенько подумать, посоветоваться со знающими людьми. Только самоубийца согласится добровольно на такие условия лечения, при котором у пациента нет прав требовать хорошую таблетку и не подвергаться бесполезным мучениям. Ведь, судя по тексту "Согласия", врачи не дают пациенту никаких гарантий на исцеление, а, напротив, чуть ли не обещают заразить в данной больнице инфекцией, довести до аллергии и сердечных приступов, потери крови при отсутствии запасов донорской крови и в конце концов истерзанного умертвить. Любой пациент, обращающийся в медучреждение, вправе не подписывать подсовываемые ему непонятные медицинские бумаги о добровольном согласии умереть в муках от негативных последствий плохого лечения. Врачи могут отказать пациенту в приёме на лечение только при отсутствии объективных условий для качественного лечения его заболевания в данной больнице. Зато пациент вправе (сам или с помощью своих родных) написать заявление-просьбу на имя главврача медучреждения о том, что он просит разъяснить ему смысл текста "Согласия", выдать письменное врачебное заключение (желательно врачебного консилиума): какой способ лечения и диагностики наиболее эффективен и безопасен в его случае. Надо сообщать своим лечащим врачам о желании почитать записи в истории болезни, ознакомиться с сертификатами на вводимые лекарства. Удивительно, что вместо этого наши граждане в основном ищут информацию о том, сколько тот или иной врач берёт мзды за свои услуги. И не приходит людям в голову, что врач-хапуга по своим моральным качествам не может быть хорошим лекарем.
Молодец ветеран труда О. Г. Куприенко, что правильно разобрался в ситуации. С учётом права застрахованного в системе ОМС пациента на перемену в течение года медучреждения О. Г. Куприенко при его недоверии к врачам Дорожной больницы после незаконного навязывания некачественных медицинских услуг по письменному заявлению руководству территориального ФОМС и управления здравоохранением может получить направление в иную больницу для плановой госпитализации либо экстренной медпомощи, если в результате упущенного на лечение времени состояние ухудшается. За ущемление прав пациента на беспрепятственные качественные медицинские услуги и незаконный отказ в госпитализации по надуманным основаниям пациент О. Г. Куприенко уже сейчас может подать беспошлинный иск о возмещении морального вреда больницей.