Примерное время чтения: 8 минут
165

Пациенту нужен грамотный адвокат

На вопросы читателей отвечает профессор, доктор медицинских наук, ответственный секретарь общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Алексей СТАРЧЕНКО.

Госпитализация - не повод для выкачивания денег

Мой сын недавно попал в больницу с воспалением легких. Так лечащий врач столько ему всяких платных обследований назначил, что у меня голова кругом пошла! Может, из нас просто деньги выкачивают?

Ирина Владимировна, Астрахань

- ВАША тревога понятна. Мой вам совет: прежде чем оплачивать ту или иную предложенную вам платную процедуру, постарайтесь узнать, входит ли ваше заболевание в Программу государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, утвержденную Правительством РФ. Как правило, в эту программу включены все наименования заболеваний. Тогда сам собой возникает второй вопрос: а почему вы должны платить, если имеете полис ОМС и паспорт гражданина России?

Оплата медицинских услуг предусмотрена лишь в тех случаях, когда имеется очередь на оказание медицинской помощи и пациент хочет получить ее вне очереди, если человек хочет лежать в палате улучшенной комфортабельности, если медицинская услуга оказывается в консультативном учреждении, расположенном не по месту жительства.

При этом, если ваше заболевание включено в программу государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, вы вправе оспорить обоснованность оказания вам платных медицинских услуг в суде в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей".

Государство толкает врачей на пассивную эвтаназию

В последнее время в прессе постоянно говорят об эвтаназии. Расскажите об этой проблеме подробнее.

Ангелина, Воронеж

- ЭВТАНАЗИЯ - это целенаправленное действие или бездействие медицинского работника, которое направлено на реализацию активно высказанной просьбы неизлечимо больного пациента об ускорении смерти с целью прекращения его страданий. Эвтаназия может быть активной (в таком случае медицинский работник ускоряет наступление смерти путем введения повышенной дозы лекарственного препарата, прекращающей жизнедеятельность пациента) и пассивной (при которой врач либо прекращает лечение безнадежного больного, либо отключает его от системы жизнеобеспечения, либо не проводит ему реанимационные мероприятия при наступлении клинической смерти). При этом ключевыми условиями эвтаназии является просьба самого пациента и неизлечимость его заболевания.

На сегодняшний день активная эвтаназия разрешена только(!) в Голландии и Австралии. Тем не менее Всемирная медицинская ассоциация (ВМА) в "Декларации об эвтаназии", принятой 39-й Всемирной Медицинской Ассамблеей в 1987 году, считает активную эвтаназию неэтичной, но признает допустимым удовлетворение просьбы пациента не препятствовать естественному течению умирания, то есть пассивную эвтаназию, которая в том или ином виде разрешена во многих странах мира.

В России, в соответствии с нормой статьи 45 "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан", любая форма эвтаназии запрещена. В то же время в российском законодательстве имеется ряд норм, которые могут рассматриваться в качестве пассивной эвтаназии при условии высказанной просьбы пациента, его родителя или опекуна об отказе от реанимационных мероприятий и различных медицинских вмешательств, продлевающих жизнь пациенту. К примеру, в "Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан" имеется статья 33 "Отказ от медицинского вмешательства", которая устанавливает право пациента на отказ от медицинского вмешательства, продлевающего его жизнь. При этом врач может согласиться с такой просьбой или не согласиться и обратиться в суд за разрешением выполнения медицинского вмешательства против воли пациента.

Еще один нормативный акт Минздравсоцразвития России, предполагающий выполнение врачами пассивной эвтаназии при наличии просьбы пациента или его законного представителя, - приказ МЗ РФ от 04.03.03 г. N 73, которым установлено, что "реанимационные мероприятия не проводятся при наступлении состояния клинической смерти на фоне прогрессирования достоверно установленных неизлечимых заболеваний или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимой с жизнью".

Вот и получается, что, запрещая эвтаназию в любой ее форме под страхом уголовного наказания, государство через обязанность исполнять нормативные акты толкает врача на пассивную эвтаназию. И в этом состоит современная проблема медицинского права. Позиция государства лицемерна: декларируя запрет на эвтаназию, оно, по сути, налагает на врача обязанность по ее выполнению.

Подскажите, как жить...

"Хочу рассказать вам о нашем горе: мой сын Перекопный Владимир Николаевич 1973 года рождения, женатый, имеющий двоих детей - 4 года и 10 лет, попал в Мостовскую ЦРБ (Краснодарский край) с закрытым осколчатым переломом большой берцовой кости левой голени. 14 февраля 2007 г. врач травматолог-ортопед Степанян Эдуард Эрнестович осмотрел его и принял решение: подвесить ногу на растяжку с гирей 5 кг, сказав, что сразу оперировать ногу нет необходимости. "Через два дня возьмем анализы, а потом поставим аппарат Елизарова", - сказал он. После "гири" пальцы на ноге сына перестали шевелиться, стопа похолодела. На другой день поднялась температура до 40. и не снижалась 9 дней. Но в больнице в хирургическом отделении (!) не было жаропонижающих и обезболивающих средств.

Я неоднократно обращалась к лечащему врачу Степаняну с просьбой поставить сыну хотя бы капельницу, обезболить ногу, но врач сказал, что необходимости в капельнице нет да и самих капельниц у них нет.

На третий день на стопе у сына появился волдырь, но так как лечащий врач ушел на выходные домой, я обратилась за помощью к дежурному врачу Степанову Константину Алексеевичу, чтобы он хоть чем-то помог, но врач мне сказал, что не имеет права менять или дополнять назначения лечащего врача и даже не зашел посмотреть сына, как сидел разгадывал кроссворд, так и продолжал сидеть дальше. За выходные нога сына покрылась огромными волдырями, но никому до этого дела не было. Медсестрам в том числе. В понедельник лечащий врач Степанян с хирургической сестрой перед общим обходом срезали волдыри и стали готовить сына к операции. Но завотделением Степанов А. Ф., не осмотрев больного, решил, что волдыри - это не страшно, операцию делать передумал, сказав, что пусть больной лежит на растяжке еще 24 дня.

22 февраля сыну стало совсем плохо: он ничего не ел, нос заострился. Он умирал! Я просила врача поставить капельницу и, поскольку их в больнице не было, побежала в аптеку. Когда все купила и принесла (в 3 часа дня!) врач уже ушел домой. Слава богу, пришел дежурный врач, осмотрел сына, пригласил зам. главного врача, они срочно вызвали врача из Краснодара. Врач приехал в 3 часа ночи. Это был хирург Неделько, он сразу сказал, что ногу запустили: гангрена! Ногу ампутировали.

В результате в 34 года мой сын стал инвалидом. Он учился на 5-м курсе сельхозтехникума по специальности механик, но теперь ему эта специальность ни к чему, кто его, инвалида, возьмет на такую работу? Теперь надо переучиваться, хотя бы на программиста, но это стоит денег, а у него двое детей и пенсия 2 тыс. рублей.

Сейчас идет следствие, открыли уголовное дело по статье 124 ч. 2 УК РФ, т. е. неоказание помощи больному. Эта статья для дежурного врача, но не для лечащего, который плевал на страдания умирающего больного.

Но кое-какие меры уже приняты специальной комиссией. Вот что написано в официальной бумаге:

- за неадекватно проводимое лечение, допущенные ошибки врача Э. Э. Степаняна - уволить;

- заведующему хирургическим отделением А. Ф. Степанову объявить выговор. Заместителю главного врача по медицинской работе С. А. Мельникову за отсутствие контроля за работой заведующего отделением, лечением тяжелобольных объявить выговор.

Не слишком строго, правда? А вот как сыну жить дальше - никто не объяснил".

В. Д. ПЕРЕКОПНАЯ, п. Восточный Мостовского р-на Краснодарского края

- К СОЖАЛЕНИЮ, описанная вами ситуация - довольно распространенное явление в медицинской практике. Ее могло бы не быть, если бы вы сразу же обратились в страховую компанию, медицинский полис которой имеет ваш сын. Но и сейчас обратиться туда не поздно и потребовать провести экспертизу лечения вашего сына. Вы можете также обратиться в гражданский суд за возмещением вам и вашему сыну материального (на протезирование) и морального вреда.

Тем же, кто не хочет оказаться в подобной ситуации, в случае подозрения на неправильное лечение нужно:

    l
  • письменно обратиться к главному врачу, который должен созвать консилиум из врачей больницы, в которой лежит ваш родственник, или к главному врачу вышестоящего лечебного учреждения, одновременно направив заявление в управление здравоохранения и страховую компанию о необходимости провести экспертизу по этому случаю;

  • пригласить на консультацию врача из другого учреждения здравоохранения (знакомого, знакомого знакомых и т. д., у которого обязательно должна быть при себе справка с места работы о занимаемой должности);

  • обратиться в страховую компанию (ее адрес и телефон должны быть указаны на полисе ОМС) с просьбой направить эксперта для оценки ведения медицинской документации вашего родственника и осуществления предупредительного контроля за его лечением. Это право, право на консилиум, закреплено в ст. 30 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан;

  • заключить договор с адвокатом и пригласить его для разговора с главным врачом лечебного учреждения, в котором лежит ваш родственник.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно